9 июня исполняется 12 лет со дня смерти замечательного русского актера, нашего земляка Евгения Лебедева, которого называли не иначе как «великим лицедеем» двадцатого века.
Евгений Лебедев – человек очень тяжелой драматичной судьбы. Он родился в 1917 году в семье балаковского священника. Вскоре грянула революция, и в стране все перевернулось с ног на голову. Священнослужители стали считаться «врагами народа», а их дети - изгоями, объектами насмешек и издевательств. Лебедев вспоминал, как много ему доставалось в те годы от сверстников и учителей, как тяжело было жить с клеймом «поповский сын», «кутейник». Воочию видел маленький Женя и страшные события коллективизации. Эмоциональная, звуковая память навсегда запечатлела ночной вой крестьянки, вцепившейся в рога коровы, которую забирали со двора. Военный бил женщину плеткой по рукам, но она не отпускала единственную корову, понимая, что обрекает своих детей на голодную смерть. Много позже этот вой стал прообразом душераздирающего воя Холстомера в исполнении Лебедева. «И теперь, через пятьдесят лет, стоит мне закрыть глаза, я слышу этот вой. – Вспоминал Евгений Алексеевич. - Так, мне казалось, выл и Холстомер, когда его кастрировали, делали из жеребца мерином».
В пору своего босоногого детства Женя не помышлял о театре. В семье велось много разговоров о театре, игре актеров, а родители часто брали его с собой на спектакли. Но тогда мальчишку интересовало другое - он мечтал стать капитаном. Целыми днями он пропадал на Волге, наблюдая за пароходами. Он полюбил их гудки и мог различать по ним пароходы. Но самой главной его любовью на всю жизнь стала Волга. «Она до сих пор волнует меня. Все последующие 30 лет своей жизни, пока я не был в Балакове, я стремился увидеть волжские просторы, свой родной город».
В небольшом провинциальном городке семья священника была словно бельмо на глазу у новой власти. В середине двадцатых годов семейство Лебедевых было вынуждено покинуть Балаково и скитаться по городам и весям Саратовской области. В 1927 году Евгения отправили к дедушке в Самару. Там мальчик сначала окончил школу, затем поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) обучаться профессии слесаря-лекальщика. Тогда же у Лебедева впервые проявилась его тяга к театру.
В 1932 году комсомольца-активиста Лебедева, скрывавшего свое социальное происхождение, приняли в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), где он охотно брался за любые роли и вскоре стал пользоваться заслуженным успехом у зрителей. Появились и первые завистники, которые донесли в «органы», что в театре работает поповский сын. Друзья и коллеги отвернулись от Лебедева, а ему самому грозила ссылка в трудовой лагерь. Но один из чекистов, благосклонно относившийся к театру, посоветовал ему незамедлительно уехать из Самары в столицу – в миллионном городе легче затеряться.
В 1933 году Лебедев уехал в Москву, поступил в студию при Театре Красной армии. В течение нескольких последующих лет он сменил четыре театральных училища. Голодал, жил практически на улице и, одновременно с учебой, работал разнорабочим: то на маслобойном заводе, то на стройке, то на кондитерской фабрике. С родителями молодому актеру приходилось встречаться тайно. По совету отца, Евгений прибегнул ко «лжи во спасение» - выдавал себя за круглого сироту, который лишился родителей в голодном 1921 году. Эту «легенду» актеру пришлось поддерживать еще очень долгое время. Всю дальнейшую жизнь его преследовала вина за то, что он фактически отрекся от своих родителей.
Последняя встреча с отцом состоялась незадолго до его ареста. На всю жизнь запомнил Лебедев его напутственные слова: «Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм - в тебе самом, храм - душа наша».
В сентябре 1937 года арестовали отца, немногим позже – мать. Теперь Лебедев на самом деле осиротел, остался один с маленькой сестренкой на руках. Ему пришлось сдать сестру в детский дом, сказав, что нашел девочку на улице, иначе бы дочь «врагов народа» не взяли. Много лет спустя, уже будучи известным актером, Евгений Алексеевич разыскал свою сестру. Но эту душевную рану он не мог излечить до конца своих дней.
В 1940 году Лебедев окончил Московское городское театральное училище и по распределению был направлен в Тбилисский ТЮЗ, где быстро стал ведущим актером. Здесь же состоялась встреча, которая определила всю его дальнейшую жизнь. Руководство театра сняло для актера комнату в доме Георгия Товстоногова - тогда еще никому не известного начинающего режиссера. Вскоре из простого постояльца Евгений стал другом семьи. Практически ровесники, Женя и Гога быстро подружились. А родная сестра Товстоногова Натэлла - тогда еще 13-ти летний подросток - была влюблена в Лебедева, который был старше ее на 10 лет. В трудные годы войны Евгений взял шефство над семьей Товстоноговых: он был гораздо лучше приспособлен к жизни, многое умел делать своими руками.
Живя вдалеке от родины, Лебедев очень тосковал, всем сердцем стремился в Россию. По его просьбе друзья привезли немного русской земли, которую он хранил в спичечном коробке в гримерной. Только в 1949 году Лебедеву удалось вернуться в Россию: сначала в Москву, затем в Ленинград. В том же году Лебедев получает роль Сталина в товстоноговском спектакле «Из искры..». Горькая усмешка судьбы: актер, лишившийся родителей в годы сталинских репрессий, получил за свою роль премию имени Сталина.
В 1950 году Евгений и Натэлла поженились, через год у них родился сын, названный в честь дедушки Алексеем. Молодой семье дали квартиру по соседству с Георгием Александровичем. Вскоре в межквартирной стене была прорублена дверь – так велико было желание жить одной дружной семьей.
С 1956 года Лебедев становится актером Большого драматического театра - главного театра своей жизни, которому было отдано более 40 лет. По словам Евгения Алексеевича, ему очень повезло, что он встретил «своего» режиссера. Георгий Товстоногов был очень начитанным, образованным человеком, а Лебедев очень хорошо знал жизнь - не книжную, настоящую. «Если бы мне попался другой режиссер — он бы меня уничтожил моими не-знаниями, а Товстоногов… он брал от меня то, что как будто ему самому не хватало, а я у него брал! Вот это и соединяло нас» - вспоминал Лебедев.
Евгений Лебедев за свою жизнь сыграл более 60 ролей в театре и более 50 в кино. Самые известные его роли в кино: Ромашов («Два капитана»), дед Нечипор («Свадьба в Малиновке»), Агатов («Иду на грозу»), полковник («В огне брода нет»), доктор («Приключения жёлтого чемоданчика»).
И все же Лебедев, в первую очередь, был театральным актером. Именно в театре он создал самые яркие, запоминающиеся образы, которые вошли в золотой фонд театрального искусства. Это Монахов в «Варварах», Рогожин в «Идиоте», Бессеменов в «Мещанах», Уи в «Карьере Артуро Уи», Серебряков в «Дяде Ване», Фирс в «Вишневом саде». Наконец, Холстомер в «Истории лошади» - роль, ставшая вершиной его актерского мастерства.
Евгений Алексеевич опасался забвения, ведь профессия театрального актера мимолетна. Он задумывался над тем, будут ли люди помнить его творчество, лицо, голос. В дневниках он писал: «Пересматриваешь старые фотографии, свидетели прожитых лет… Если бы не моя профессия, их могло бы и не быть. У артиста только и остается, что фотографии. Да память тех, кто видел тебя и запомнил».
В жизни Евгений Лебедев отличался от своих сценических персонажей – его трудно было застать веселым. Но шутить, причем очень тонко, умел как никто другой. Однажды он разыграл свою жену. «Разбудил меня часов в шесть утра и говорит: «Я перед тобой виноват, просто ужасно виноват», – вспоминала Натэлла Александровна. – Я отвечаю: «Ну что ты хочешь от меня, дай поспать!» А он продолжает: «Нет, я ужасно виноват: наш Алешка не от тебя!» Я со сна стала кричать: «Как это?! А от кого?!» Потом пришла в себя и долго смеялась».
Помимо артистического таланта Евгений Лебедев обладал еще и литературным даром. Он очень много писал, оставил после себя большое литературное наследие: автобиографические рассказы, дневники, эссе, заметки, письма. Когда в мои руки попала книга «Великий лицедей», я просто не могла от нее оторваться: так эмоционально, ярко, проникновенно и увлекательно написано.
Лебедев был физически очень крепким человеком. И даже перенесенный инсульт с потерей речи не мог остановить его актерскую карьеру. Он нашел в себе силы вернуться и к жизни, и к профессии, заново научившись говорить и двигаться.
В январе 1997 года актер широко отмечал свой 80-ти летний юбилей. Бенефис артиста прошел с полным аншлагом. А 9 июня того же года сердце великого актера остановилось. Евгений Алексеевич всю жизнь мечтал о внуке, но так и не дождался его. Внук, полный тезка своего великого деда, родился год спустя после смерти актера.
Театральные заслуги Лебедева, дань его таланту нашли отражение в учрежденной в БДТ в 2003 году ежегодной премии его имени «За выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства». Первым лауреатом Лебедевской премии стала Татьяна Доронина. Статуэтку Холстомера ей вручал пятилетний Женя Лебедев.
К сожалению, я не видела игру Лебедева на сцене. А вот моей сотруднице посчастливилось в студенческие годы бывать на спектаклях с его участием. Особенно запомнилась ей роль Холстомера - шедевр актерского перевоплощения. Лебедев бил ногой, как копытом, перебирал руками, как передними ногами, потряхивал головой, как гривой, даже тоска в его глазах была конской тоской. Ярким воспоминанием стала и встреча артиста со зрителями. Он рассказывал о себе, о том, чему его научили в театральном училище. Наглядно продемонстрировал владение мимикой: обе половинки его лица жили своей жизнью. Он одновременно изображал какие-то эмоции, кривил рот, хмурился, подмаргивал, разговаривал. При этом он шел по проходу между рядами согнувшись, приволакивая ногу. Все, затаив дыхание, смотрели, удивляясь его мгновенному перевоплощению и мастерству.
Несмотря на очень трудное детство, проведенное в Балакове, Лебедев всегда с теплотой вспоминал родной город, всей душой стремился к волжским берегам. Но удалось ему здесь побывать лишь однажды – с гастролями в 1957 году. В 1987 году народному артисту присвоили звание почетного гражданина г.Балаково. Он был очень тронут, прислал благодарственную телеграмму, в которой просил передать всем балаковцам, что гордится этим званием.
В Балакове сохранился одноэтажный деревянный дом на три окна, в котором родился будущий народный артист. В год смерти Лебедева на этом доме была установлена мемориальная доска.
А в 2001 году перед зданием Балаковского драматического театра установлен памятник Е.А.Лебедеву.
В Музее истории г.Балаково работает выставка «Я родился на Волге», на которой представлены многочисленные фотографии, автографы, тексты ролей с пометками и рисунками на полях, а также один из сценических костюмов актера и несколько его книг. Подробнейшая
биография Евгения Лебедева изложена на нескольких страницах Балаковской народной энциклопедии.
Евгений Лебедев прошел проверку жизнью на прочность. Он не сгинул, не сломался, не отступил перед обстоятельствами, а твердо шел единожды выбранной дорогой и достиг вершины творческого мастерства. Возможно, не будь у Лебедева столь драматичной судьбы, миру бы не явился такой яркий самобытный талант. «Всю боль свою за родных, за их перечеркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли, – вспоминал Олег Басилашвили. – Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актера, наложила отпечаток на все его творчество».
За всех балаковцев гордость великим земляком выразил Евгений Запяткин в своем четверостишии:
Всё нипочём: нужда и голод,
Когда по родине тоска.
Хотел бы каждый в мире город
Иметь такого земляка.
Людмила Коневцева (по материалам Балаковской народной энциклопедии, сайта Большого драматического театра, Интернет-ресурсам)