Куда деваться учащимся со справками?
Почему была увеличена оплата за содержание ребенка в детском саду? Должны ли родители оплачивать ремонт образовательных учреждений? Какие недостатки и преимущества у ЕГЭ и что делать учащимся, не сдавшим Единый госэкзамен? Об этом и многом другом мы беседуем с председателем комитета образования БМР Ириной Расторгуевой.
– Ирина Владимировна, в этом году была увеличена родительская плата за содержание детей в садах. С чем это связано?– На сегодняшний день детские сады посещает 7475 детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Из них 1146 человек относятся к льготной категории. В целом стоимость содержания ребенка в детском саду составляет 20% от реальных затрат, которые ежегодно рассчитываются с учетом индекса дефлятора и коэффициента удорожания продуктов питания. Действительно 1 февраля родительская плата в детских садах была повышена. Сегодня для лиц нельготной категории она составляет, в среднем 697 рублей в городе и 608 рублей в селе. Льготники в соответствии с Федеральным законодательством платят от 7 до 15%. Родители каждого конкретного детского сада могут обратиться к заведующей учреждения, которая может ознакомить их с калькуляцией, из чего складывается родительская плата. От 90 до 100% родительской оплаты направляется на организацию питания детей. Основные же затраты несет местный бюджет. Так, на этот год на содержание детей в детских садах запланировано 64 млн. руб.
– От чего зависит размер платы: от местоположения учреждения, в каком районе находится или от чего-то еще?– В соответствии с приказом по каждому детскому саду произведен расчет затрат. Это зависит от затрат прежде всего на тепло- и электроэнергию, коммунальные услуги и, самое главное, от количества детей. Например, в селе сейчас достаточно высокая оплата из-за малой численности, поскольку общая сумма затрат на заведение делится на количество детей, посещающих сад. Чем меньше детей водят, тем больше получается родительская оплата. Комитетом образования, особенно по селам, сейчас принимаются определенные меры. У нас есть опыт размещения детсадовских групп в освобождающихся помещениях школ. Конечно, это очень затратно по финансам. В селе Плеханы, например, для размещения 9 детей из бюджета был потрачен 1 миллион 200 тысяч рублей на реконструкцию помещения. Это существенно понизило родительскую плату и позволило оптимизировать площади, поскольку и в школе количество учащихся резко сократилось. Этот выход не идеальный, но если бы эти мероприятия не провели, то в двухэтажном здании детского сада в Плеханах за сад платили бы более 1,5 тысяч рублей, даже с учетом 10% -ой оплаты. Хочу сказать, что родительская плата у нас ниже, нежели в Энгельсе или Саратове.
Радует, что в рамках проекта по модернизации образования обращено внимание на дошкольное образование, чего раньше не было. Впервые был проведен областной конкурс «Лучший воспитатель года» и «Лучший детский сад года», и в обоих конкурсах балаковцы были в числе победителей. По отзывам коллег из других муниципалитетов наши сады по оснащенности – одни из лучших в области.
– Почему же тогда родители периодически вкладывают определенные суммы на ремонт групп и приобретение мебели, игрушек?– Да, действительно родители оказывают серьезную помощь детским садам, и мы за это им очень признательны, но в любом случае все расходование средств и проведение данных мероприятий происходит только по решению родителей. Заведующие официально не имеют права собирать какие-либо деньги. Из средств бюджетов всех уровней в прошлом году было выделено 660 миллионов рублей на все образовательные учреждения, а их у нас 100. Сумма серьезная, но учитывая недостаточное финансирование предыдущих лет, мы смогли выполнить только те работы, которые требовали серьезных затрат: ремонт кровли, систем отопления и канализации. Мы вынуждены обращаться к родителям за помощью в проведении косметического ремонта. В самую первую очередь мы выполняем предписания Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Сгоревшая недавно в Екатериновском районе школа лишний раз доказала важность таких мер. При администрации БМР создана межведомственная комиссия, закончена работа по обследованию зданий, и в конце месяца будем определяться, на какие здания в первую очередь будут выделяться средства по приоритетным направлениям.
В сентябре 2008 года была создана хозяйственная группа по централизованному обслуживанию образовательных учреждений. Теперь руководителям образовательных учреждений оказываются квалифицированные консультации – энергетиком, инженером-строителем и другими специалистами. Хозяйство-то большое.
– Многие сетуют на низкую зарплату воспитателей в детских садах. Будет ли повышение?– С 1 января 2009 года все образовательные бюджетные учреждения переведены на новую систему оплаты труда, что позволило незначительно, но все-таки повысить среднюю заработную плату воспитателям, и на сегодня она составляет, в среднем, 6800 рублей. Да, конечно недостаточно, но она не ниже той, которая была до этого. Часть общего фонда по заработной плате, который выделялся на конкретное образовательное учреждение, ушла на доведение до минимальной оплаты труда заработной платы низкоквалифицированных сотрудников. Разрыв между младшим воспитателем и квалифицированным специалистом, у которого имеется диплом, конечно, незначительный. На наш взгляд, это не совсем правильно, но такая ситуация по всем бюджетным учреждениям.
– А в школах новая система оплаты себя оправдала?– Заработная плата в школах по району составляет, в среднем, 13275 рублей по состоянию на январь-февраль 2009 года. Лишь 18% всех педагогов получают зарплату ниже 10 тысяч, но выше, чем в прошлом году (41% – от 10 до 15 тыс. руб., 41% – свыше 15 тыс. руб.). Данная система оплаты предусматривает еще и стимулирующую часть. Все учителя ознакомлены с критериями ее начисления. Каждая школа имеет право по согласованию с Управляющим советом распределять стимулирующие доплаты. Стимулирующий фонд руководителей школ составляет 1% от фонда, выделенного на все образовательные учреждения. Главой администрации района утвержден состав комиссии по распределению стимулирующего фонда руководителей, каждый из которых готовит портфолио с документами, подтверждающими свои достижения. Комиссия же может принять решение о единовременной выплате стимулирующей надбавки либо о ежемесячной, как сейчас это делается с января 2009 года.
– Насколько верно, что выпускники 9-х классов будут обязаны продолжить образование в школе. – В школе сохранится одиннадцатилетка. С сентября 2007 года обязательным является среднее полное общее образование. Но его можно получить не только в школе, но и в училищах, и техникумах. К тому же на ул. Волжская, 37, есть школа, где надлежащее образование могут получить граждане любого возраста. Каждому ребенку после 9-го класса предоставляется право выбора: он может подать заявление в профильный 10-й класс школы, а для тех, кому сложно освоить программу среднего образования в школе, можно совместить образование с получением профессии в училище или техникуме.
Десятые классы в новом учебном году будут открыты не во всех школах по объективным причинам. Выпускников планируется чуть более 800, часть уйдет в училища, остается около 600, а класс- комплект – не менее 25 человек. Реально получается, что открыть 10-е классы мы сможем не более чем в 10 школах.
– При поступлении в начальную школу есть ли у родителей право выбора системы обучения?– Школы могут рекомендовать ту или иную систему обучения. Есть несомненные плюсы, например у системы Виноградова. Но самое важное, что родители при подаче заявления в школу должны ознакомиться с Уставом данного учреждения, и, если правила устраивают, то придется неукоснительно им следовать. Сейчас мы очень серьезно работаем над внедрением информационно-коммуникационных технологий, создаем автоматизированную систему управления качеством образования, начинаем работу по созданию паспорта школы. У всех школ есть свои сайты, и многие дети и родители могут получить полную информацию именно здесь: Устав, педагогический состав, профильные классы. С 1 сентября 2009 года планируем запустить в электронном виде очень серьезную базу данных, в которой можно будет узнать и об оснащенности учреждения, посмотреть результаты ЕГЭ по каждой школе. Настало время говорить об имидже образовательных учреждений.
– В этом году всех выпускников ждет ЕГЭ? Как он будет проходить? Все ли получат сертификаты?– С этого года Единый государственный экзамен по всей России проводится в штатном режиме. Как известно, обязательными являются два экзамена: русский язык и математика. После сдачи экзамена Министерством РФ будет установлен так называемый минимальный балл. Те учащиеся, которые получат баллы ниже установленного минимума по двум предметам одновременно, не получат аттестата о среднем образовании, а будет выдана справка специального образца. В случае несдачи одного из обязательных предметов, будет дано право на пересдачу. В этой связи хочется обратиться к родителям и попросить сделать все от них зависящее, чтобы детям был создан максимально благополучный микроклимат. Пробные экзамены уже идут, и практика показала, что неудовлетворительные результаты есть, мы такого тоже не исключаем. Я была бы осторожна с предположениями по нашему муниципальному образованию, так как это слишком ответственно, но по официальным данным Министерства образования РФ прогнозируется около 10% неудовлетворительных результатов ЕГЭ.
Но в ЕГЭ ведь еще есть и много плюсов для тех, кто успешно осваивает школьную программу. У выпускников есть уникальная возможность разослать нотариально заверенные копии сертификатов в несколько ВУЗов и ждать зачисления.
– А ребятам-то со справками как быть?– Это очень серьезный вопрос, который нас как специалистов волнует. Мы встречались с директорами учреждений начального и среднего профессионального образования, выясняли, что можно предложить таким выпускникам. В апреле состоится еще одна встреча, где будут выслушаны все мнения и предложения. В любом случае комитет образования и руководители образовательных учреждений не останутся в стороне по решению вопроса о дальнейшей судьбе тех детей, которые не получат аттестатов. Как один из вариантов называется получение профессионального образования в училище и повторная попытка сдачи ЕГЭ через год на нашей базе.
– В прошлом году школам выделялись серьезные средства на ремонт школ, будет ли продолжена эта традиция этим летом?– Сейчас в условиях кризиса не приходится говорить о выделении значительных средств на ремонт образовательных учреждений. Будут выполнены лишь первоочередные мероприятия, без которых функционирование образовательных учреждений невозможно.
Наталья ВЕРЕСАЕВА
Еженедельник "Шмель"