Кузнецов Валерий Дмитриевич (1949 - 1994) родился и жил в городе Балаково.
Учился на художественно - оформительском отделении Саратовского художественного училища (руководитель и педагог группы А.В. Конягин), которое окончил в 1968 году.
С 1973 года участник городских выставок. Сохранился «Каталог выставки художников г.Балаково» 1975 года, ответственным за выпуск которого была Л.П. Пазина, а автором вступительной статьи и составителем - искусствовед А.Н. Горстка (работавший в то время в Балаковском филиале музея им. А.Н. Радищева), с вниманием и теплотой выразивший профессиональный интерес к художнику.
Спустя два года, с 1975 года, представляет работы на областные выставки.
А в 1985 году становится экспонентом шестой зональной выставки «Большая Волга», проходившей в Чебоксарах («Строительство АЭС на Волге»), и в 1991 году - седьмой зональной выставки «Большая Волга», проходившей в Казани («Портрет матери», «Тётя Клава»).
Первые персональные выставки состоялись в 1983 году в городе Угличе Ярославской области (по инициативе искусствоведа А.Н. Горстки) и в Балаковском филиале музея им. А.Н. Радищева (музей издает каталог этой выставки).
Последующие персональные выставки проходили в библиотеках, училищах, школах, филиале политехнического института, Справочно-информационном центре АЭС города Балаково.
Одной из последних была экспозиция «Мой город», организованная в 2005 году в Городском выставочном зале.
Живописец. Работал в технике масляной живописи. Помимо станковых произведений художником были исполнены настенные росписи (Вольский техникум, училища и Дом ветеранов войны и
труда Балакова), а в технике мозаика оформлен фасад Дома культуры в с. Новониколаевка.
Работы художника находятся в филиале музея им. А.Н. Радищева, в Музее истории города, учреждениях и частных коллекциях Балакова, а также в Саратове, других городах России и за рубежом.
Главная тема творчества - родной город, его биография, природа, люди.
Это полотна, посвященные истории Балакова, обустройству его земли, - своеобразный триптих «Беженцы», «Первые поселенцы», «Протопоп Аввакум», в котором история рождения города переплетается с событиями прошлого. Композиции, отражающие его становление, создание производственных объектов — триптих «Рождение города», «Старая яблоня», «Химзавод», «Распределительный участок. ГЭС», «АЭС строится» и др.
Это лирические пейзажи города, степного Заволжья, Пустынного острова, в которых художник искал выразительные средства для передачи волжской природы.
Это, наконец, сама Волга в больших панорамных и камерных полотнах «Волжские просторы», «Вечер над Волгой», «В низовьях Волги» ...
Это поклон матери («Вечер», «Портрет матери»), тёте Клаве Полковниковой ( «Тётя Клава» и др.), Николаю Сергеевичу Шаруеву («Портрет художника»), людям, с которыми встречался и жил, изучение самого себя - в «Автопортретах».
Это цветы, последние цветы - для себя, не успевшие высохнуть на полотнах к моменту ухода художника из жизни. Это торжественный натюрморт «Астры» - в начале творческой деятельности. И цветы, где счастливые люди (триптих «Утро. День. Вечер.»):
«Он вздрогнул, резко повернулся и застыл ...
Там, на лугу,
Как солнца луч в плывущем мареве полуденного зноя,
Среди стыдливой нежности ромашек,
Порханья легкокрылых мотыльков,
Там, на лугу,
Вся соткана из воздуха и света
В венке цветов на золоте волос,
С небесной отрешённостью лица -
Была Она!..
Так написал о центральной части триптиха искусствовед А.Н. Горстка, называя её «Симфонией в золотых тонах».
45 лет жизни. 20 лет творчества. Более 200 полотен...
В записной книжке художника есть слова: «Я не ищу славы. Я считаю, что наш город интересен!» И ещё: «Нужно в искусстве петь своим голосом. Самое мучительное - найти свой голос».
20 марта 2009 года художнику исполнилось бы 60 лет...
Татьяна Кузнецова