Выступление на ПДС
29.09.2008 г.
Уважаемые участники совещания!
Участковый принцип организации работы – явление не новое. Поэтому, хочу сразу подчеркнуть: это не «революция» в работе, произведенная
Балаковским центром «
Семья», а, можно сказать, эволюционный путь развития, в ходе которого апробируются различные формы деятельности центра, в том числе и переход к
участковой организации работы.
Первым шагом в этом направлении стало изучение практики
участковой работы учреждений здравоохранения и правоохранительных органов. Далее мы проанализировали принципы, по которым формируется круг клиентов центра, и вынуждены были признать, что работа с семьей по «поручениям» учреждений системы профилактики недостаточно эффективна, потому что чаще всего семья не готова принимать помощь социального учреждения.
Малоэффективен и заявительный принцип оказания
социальной помощи, когда человек вынужден сам обращаться за государственной помощью. В результате «выигрывает» тот, кто более «пробивной», в то время как люди особенно нуждающиеся рискуют остаться за рамками социальной системы.
Поэтому решение проблемы, мы увидели только в переходе к участковой организации работы с населением. В этом случае специалист по социальной работе не сидит как чиновник в кабинете, а работает непосредственно на участке с людьми.
Это, на наш взгляд, и должно обеспечить конкретным семьям содействие в получении своевременной
социальной помощи на всех этапах и уровнях. Мы же, в свою очередь, сможем иметь полное представление не просто о «категориях» нуждающихся, но и том, в какой именно помощи нуждается конкретная семья, ребенок или инвалид. Появится конкретная база для разработки и реализации индивидуальных программ социальной поддержки. Можно будет более четко, прозрачно оценивать эффективность социальной помощи, и делать прогнозы дальнейшего развития не только центра, но и социальной политики на отдельно взятой территории.
То есть, основная наша цель – сосредоточить социальные услуги по месту жительства, увеличить блок профилактической работы и направить усилия на раннее выявление семейного неблагополучия с целью улучшения демографической ситуации.
Работая в этом направлении, мы создали три отделения социальной службы (2 в городе с 14-ю территориальными участками и 1 отделение с 15-ю территориальными
участками в районе).
Разработали Инструкцию по организации деятельности участковой социальной службы, документацию, Правила работы с этой документацией. Озвучили данный переход на уровне Министерства социального развития и Администрации города и района, а главное, смотивировали специалистов по социальной работе на то, что они должны знать население своего территориального участка, а оно в свою очередь, знать специалиста, видеть в нем реального помощника.
Основной формой работы по изучению участка и распространению информации о возможностях социальной службы являются подворовые обходы. За 9 месяцев специалистами дополнительно к своей основной работе пройдено 10 141 домохозяйство, в том числе 8 659 квартир, 1 482 частных дома. 6 535 семей позитивно отреагировали на предложение специалистов к сотрудничеству и дальнейшему взаимодействию. 255 семей, в которых специалисты «увидели» социальные проблемы, стали нашими клиентами (53 поставлено на патронаж, 202- на социальное обслуживание). В настоящее время уже составлено 141 социальный паспорт на многоэтажные дома. И специалисты знают, какие семьи нуждаются в срочной поддержке, а какие будут включены в профилактическую работу.
В целях приближения социальных услуг к месту жительства и создания интерактивного алгоритма деятельности участкового социального работника с 1 июня мы организовали деятельность консультативных пунктов: 11-ти на базе школ, 2-х на базе женских консультаций, 19 сентября начал работу консультационный пункт в кабинете врача общей практики в 1 м-не. За этот период в консультационные пункты обратились 225 клиентов из 225 семей.
Сейчас в распоряжении центра имеется система персонифицированного учета получателей детских пособий и адресной помощи. Однако, для эффективной работы социальных служб необходим более широкий круг сведений о людях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Здесь нашими партнерами становятся врачи, работники школ, правоохранительных органов. В результате должна сформироваться межведомственная база данных – уникальный инструмент, который позволит не только вести текущий мониторинг получателей социальной помощи, но и выявить перспективные направления социальной поддержки населения.
Работа в этом направлении на территории
Балаковского муниципального района началась на «экспериментальной площадке» - 1 микрорайона. В неё включились: медицинские работники, учреждения социального обслуживания, управление по делам молодежи и др. Рабочие встречи уже проведены, задача поставлена на уровне заместителя главы Администрации по социальным вопросам. Принято решение, что на первом этапе эту работу возглавят медики, имеющие наибольший опыт участковой работы.
Задача нашего центра – разработать технологии раннего вмешательства в неблагополучные семьи.
Уже сегодня мы обмениваемся информацией по беременным и родившим женщинам, отрабатываем графики взаимодействия с педиатрами на территориальных участках, определяем виды взаимодействия с учреждениями здравоохранения, школами. Меняя взгляд на свою работу, мы желаем одного: чтобы безусловным приоритетом социальной политики стали инвестиции в человека.
Из года в год растет потребность в
социальной помощи у населения, и с переходом на участковый принцип она будет увеличиваться. Но, при условии ныне действующих штатных возможностей, она не может увеличиваться до бесконечности. Поэтому переход на участковый принцип должен включать доминирующий аспект активных методов помощи: а это прежде всего активизация собственного потенциала семьи.
Считаем, что настала пора разработать механизм установления встречных обязательств для трудоспособных граждан. Для того чтобы идти в ногу со временем в части предоставления государственных услуг нужен административный регламент «Принятия решения о социальном обслуживании на дому». Это даст возможность четко определить, кто должен получать услуги не выходя из дома, а кто это должен сделать сам.
Важнейшая работа, как показывает практика перехода, это работа с кадрами. В системе участковых социальных работников не должно быть случайных людей и даже единичный случай некорректного отношения к нашим клиентам сказывается негативно на имидже учреждения. Необходимо управление персоналом, а не просто кадровая работа. Планируем разработать программу «Управление персоналом» и начать её апробацию. Поможет при работе участковых социальных работников создание единого электронного социального регистра, надеемся, что эта работа начнется уже во II полугодии.
Современная жизнь требует от нас поисков новых каналов коммуникации. Сейчас мы готовимся к созданию своего сайта, так как понимаем: выигрывает тот, кто уже сегодня начнет осваивать Интернет-технологии. А для внедрения
участкового принципа опыт регионов – это сокращение временных рамок для достижения результата. Пока мы знаем, что аналогично работает Томск. Другие регионы – Ханты-Мансийск, Москва, Волгоград имеют иные подходы к участковому принципу работы.
Уважаемые участники совещания, я думаю, вы обратили внимание, что мое выступление в большей степени ориентировано на определение приоритетов в дальнейшем развитии участковой социальной службы. Основные итоги мы подведем в конце года.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!