Администрация Балаковского муниципального района
08 сентября 2008 г.
ПДС
БТО входит в состав КООСиП Саратовской области, который, в свою очередь, входит в структуру правительства Саратовской области и подчиняется ему, а также губернатору Саратовской области.
Согласно штатному расписанию в отделе числится 3 человека. В связи с выходом на пенсию Канаева В.Д. с 04 июня 2008 года работает 2 человека. В ближайшее время будет объявлен конкурс на должность государственного инспектора по охране природы.
Цель работы отдела - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду всеми доступными законными способами.
Основные полномочия отдела указаны в положении об отделе, а основания этих полномочий указаны в ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.02.2001 г. «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» только в части осуществления государственного экологического контроля.
Полномочия по проведению государственного экологического контроля распространяется на территорию Балаковского и Духовницкого районов на все юридические и физические лица за исключением субъектов, подлежащих федеральному экологическому контролю и определенных Постановлением правительства РФ № 777. В федеральный перечень входит более 30 крупных объектов, в т.ч. ООО «БМУ», ООО «БЗВМ», ОАО «Балаковорезинотехника», Балаковская АЭС, Балаковская ТЭЦ-4, Саратовская ГЭС, ОАО «Завод имени Маминых», ЗАО «Химформ», ЕМК и ряд других крупных предприятий. На предприятиях федерального перечня контроль осуществляется Экологическим отделом Ростехнадзора.
БТО КООСиП Саратовской области осуществляет контроль в области:
- охраны атмосферного воздуха
- обращения с отходами производства и потребления
- охраны земель от загрязнения, захламления отходами
- охраны водных объектов от загрязнения
- обращения с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Саратовской области
- своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С этой целью БТО КООСиП Саратовской области осуществляет контрольные и надзорные мероприятия (проверки) и занимается пресечением и выявлением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, принимает административные мер и если этого требует закон направляет материалы в правоохранительные органы или суд.
БТО работает на территории БМР с осени 2005 года.
За период с осени 2005 года по июнь 2008 года было проверено около 500 индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц (ЮЛ).
На учете в БТО стоит 2400 ЮЛ и ИП.
Работа отдел построена на ежемесячном планировании работ и проверок. Все приказы на проверки подписываются только Министром области – председателем КООСиП Саратовской области. Плановые показатели (целевые ориентиры) составляют 6-8 проверок в месяц на одного инспектора в зависимости от объема проверок. По результатам всех проверок составляются проверочные акты. В случае обнаружения недостатков и нарушений составляются протоколы об административных правонарушениях и выносятся постановления о наложении штрафа. В проверочном акте выдаются обязательные предписания по устранению нарушений. Кроме того, материалы могут быть переданы в суд для приостановления деятельности, а также в случае невыполнения предписаний или несвоевременного внесения штрафа. Также в случае невнесения штрафа в установленный срок, материалы передаются в службу судебных приставов для их принудительного изъятия.
За 1 полугодие 2008 года при осуществлении государственного экологического контроля государственными инспекторами БТО проведено 118 проверок соблюдения природоохранного законодательства. Совместно со специально уполномоченными органами (Прокуратурой Саратовской области, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой) - 24 проверки. (Ж – 6 , Л–18, К – 0)
В ходе проведения проверок выявлено 322 нарушения природоохранного законодательства (Л– 92, Ж – 156, К – 90), в том числе:
- в сфере обращения с отходами производства и потребления – 184 нарушения - 57 % от общего количества нарушений (Л – 42, К - 42, Ж 100)
- в области охраны атмосферного воздуха – 42 нарушения - 13 % от общего количества нарушений (Л- 11, К – 11, Ж – 20)
- в части нарушений по несвоевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду - 108 нарушений - 33 % (Л – 37, Ж – 63, К – 18)
За указанные нарушения привлечено к административной ответственности 104 должностных лица и 3 юридических лица (Ж 52 + 1, Л 35 + 2, К 17+ 0).
Общая сумма наложенных штрафов за 1 полугодие 2008 года составила – 397 тысяч руб. (Л – 184, Ж – 167, К – 46), что составляет – 155 % к плановому показателю.
Фактически оплачено штрафов на сумму – 328 тыс. руб. или 80 % от наложенных.
За 1 полугодие 2008 года в службу судебных приставов было направлено 3 материала для принудительного взыскания на сумму 14 тыс. рублей.
Такая административная мера как приостановка деятельности в отчетном периоде не применялась.
Основные правонарушения выявленные при проведении контрольных мероприятий:
• отсутствие договора на вывоз отходов на городскую свалку;
• не разработан «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
• отсутствие лимитов на размещение отходов;
• нет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
• невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Как показывает практика, многие не знают, что такое платежи за негативное воздействие на окружающую среду, и кто является плательщиком.
В ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к видам негативного воздействие на окружающую среду относятся:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными или передвижными источниками
• сброс загрязняющих веществ в водные объекты (Здесь имеется в виду самостоятельный сброс в водные объекты. Наличие договора с МУП «Балаково-Водоканал» освобождает от внесения платежей за загрязнение водных объектов, т.к. сам водоканал вносит эту плату).
• размещение отходов (размещение – это хранение и захоронение отходов) Наличие договора с МУП «СпецАТХ» не освобождает от внесения платежей за негативное воздействие, а наоборот доказывает необходимость внесения платежей.
Субъектами данных платежей являются – все юридические и физические лица, которым предоставлено ведение любой производственно хозяйственной деятельности на территории РФ. Т.е. Все ЮЛ и ИП. Не платят только граждане за отходы и выбросы, образующиеся при их жизнедеятельности.
Согласно анализу поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду за январь – июнь 2008 года в бюджет БМР поступило 8 млн. 374 тыс. рублей, что составляет 135,1 % к тому же периоду 2007 года и составляет 41 % от общего плана на 2008 год.
В БТО налажена работа по приему жалоб от населения, государственных и муниципальных органов.
Если в 2007 году поступали многочисленные жалобы на работу АБЗ «Саратовгесстрой» и на строительство АЗС «Баррель», то в первом полугодии 2008 г. каких-то массовых жалоб не было. Инспектора выезжали по жалобам жителей на незаконный сруб деревьев. Во всех случаях производился плановый сруб по разрешению комиссии по зеленой зоне или опиловка деревьев в районе прохождения линий электропередач. Ряд жалоб приходило от органов местного самоуправления по захламлению территорий. По данным жалобам будут проведены плановые проверки во 2 полугодии 2008 г.
В 1 полугодии 2008 г. на территории БМР были созданы 2 аварийные ситуации:
1. Розлив нефтепродуктов в районе МУП Автостоянка по ул. Вокзальная по вине ООО «РИМ-III». Место розлива было локализовано и ликвидировано, виновные были привлечены к административной ответственности на сумму 5 тыс. руб.
2. Авария на предприятии ОАО «Мясокомбинат Балаковский», когда произошла утечка аммиака. По данному вопросу работала комиссия ГО и ЧС.
С 2008 года определены приоритеты в работе БТО, которые направлены на:
• исполнение Постановления Правительства Саратовской области № 207-П от 15 мая 2008 года «О ежегодном проведении операции «Чистый воздух». При проведении плановых проверок особое внимание уделяется организации производственного контроля по снижению загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами автотранспортных средств. За 2007 год было проведено 37 проверок, выдано 37 предписаний, вынесено постановлений на сумму 38 тыс. руб.
• контроль реализации Распоряжения Правительства Саратовской области № 161 – Пр от 05.07.2007 г. «Об экологическом оздоровлении г. Саратова и г. Балаково в 2007 – 2009 годах».
Всего по плану в Балаковском муниципальной районе запланировано выполнение мероприятий на сумму – 792 млн. 235 тыс. руб.
К основным мероприятиям по БМР относятся следующие:
1. Подготовка проекта постановления администрации г. Балаково «О регулировании промышленных выбросов в период неблагоприятных метеоусловий». Срок исполнения - 2007 год. Ответственный за выполнение - администрация БМР (не выполнено)
2. Разработка проектов правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с животными. Срок исполнения - 2008 год. Ответственный – администрация БМР.
3. Разработка проекта правового акта по решению проблемы электромагнитного загрязнения области. Срок исполнения - 2008 год. Ответственный – СГУ им. Чернышевского.
4. Оборудование 3 имеющихся стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха приборами для ведения мониторинга загрязнения атмосферного воздуха выбросами от всех видов транспорта в г. Балаково. Срок исполнения - 2008 год. Объем финансирования: федеральный бюджет - 336 тыс. руб., муниципальный бюджет - 663 тыс. руб.
5. Разработка сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы, г. Балаково». Срок исполнения - 2009 год. Объем 500 тыс. рублей из областного бюджета.
6. По разделу «Охрана атмосферного воздуха на 2007 – 2009 год» по Балаково предусматривается затратить 181 млн. 729 тыс. рублей.
7. По разделу «Обращение с отходами производства и потребления» планируется затратить 617 млн. 959 тыс. руб. Основное мероприятие – строительство завода по переработке бытовых и промышленных отходов.
8. По разделу «Защита от негативного воздействия вод, охрана водных объектов» планируется затратить 134 млн. 199 тыс. руб. Основное мероприятие – проект «Берегоукрепление левого берега р. Сазанлей и проектирование и реализация работ по гидроинженерной защите пос. Сазанлей».
9. По разделу «Озеленение» предусматривается – 9 млн. 100 тыс. руб., из них 7 млн. 300 тыс. из муниципального бюджета. За 2007 год мероприятие в сумме 2 млн. 100 тыс. руб. (не выполнено)
В настоящее время Комитетом охраны окружающей среды со всеми заинтересованными организациями разрабатывается план основных природоохранных мероприятий Саратовской области на 2009 – 2013 гг.
При выполнении своей работы инспектора БТО КООСиП сталкиваются с различными трудностями, как мелкими (например, недостаток в инспекторском составе), так и с более важными, такими как:
1. Пробелы в законодательстве РФ по вопросам охраны окружающей среды, например, при проверке выявляется нарушение, которое не предусмотрено как таковое. Соответственно инспектора БТО КООСиП ничего предпринять не могут. К таким пробелам относятся – мойка автотранспорта, сруб деревьев.
2. Нет функции проведения расследования.
3. Противодействие предпринимателей и руководителей юридических лиц при проведении проверки, непредставление материалов для проверки.
4. Знание и невыполнение законов. Многие слышали о том, что если вы предприниматель или юридическое лицо и если вы занимаетесь любым видом деятельности, то должны обратиться в государственный орган для получения консультации. Единицы приходят к нам в отдел по собственной инициативе. Многие работают по принципу «а вдруг пронесет». Сумма штрафов по статьям 8.1, 8.2, 8.41, 8.21 составляет от 1 тыс. до 2 тыс. руб. для физических лиц, от 2 до 6 тысяч рублей для должностных лиц, от 10 до 100 тыс. руб. для юридических лиц за одно правонарушение. При проверке деятельности ИП и ЮЛ количество правонарушений может достигать до 10 и более.
Задачи Балаковского территориального отдела:
1. Необходимо поставить на учет всех, кто должен иметь нормативные экологические документы (сейчас проверено около 40 %). Сейчас на учете налоговой инспекции стоит около 6 тыс. предпринимателей и 3 тыс. юридических лиц. БТО необходимо профильтровать большой объем субъектов (кто не работает, кто банкрот, кто вносит наибольший вклад в негативное воздействие).
2. Наладить работу по приостановке деятельности предприятий, которые систематически не выполняют природоохранное законодательство РФ.
3. Необходимо принять на работу третьего инспектора, чтобы отдел работал в полном объеме.
Несмотря на многие трудности на данный момент в области охраны окружающей среды имеются и положительные моменты:
Озерная метеостанция ежедневно ведет мониторинг состояния качества атмосферного воздуха на трех стационарных постах с периодичностью шесть раз в неделю, 3 раза сутки по 11 ингредиентам (пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, сероуглерод, фенол, гидрофторид, аммиак, формальдегид). По данным озерной метеостанции снизились концентрации по пыли с 1 ПДК до 0,8 ПДК, по сероуглероду с 2,4 ПДК до 1,0 ПДК. По веществам: диоксид азота -1,7 ПДК, фенол – 1,7, формальдегид – 4,7, но имеется тенденция к снижению концентрации.
Количество договоров на вывоз с МУП Спец АТХ увеличивается на 10-15 % в год, но также увеличивается и количество отходов, сдаваемых на переработку.
ОАО «Волгамет» занимается реализацией проекта по строительству мусороперерабатывающего завода.
ИП Расторгуева, ИП Синицын В.А. имеют лицензии на сбор макулатуры.
ООО «Центр ЛТД» имеет лицензию на сбор отработанных масел.
ИП Синицын В.А. имеет лицензию на переработку ТБО, хотя мощности его незначительные.
Установка очистных сооружение АБЗ и проведение газа на ОАО «Саратовгесстрой» позволил снизить выбросы загрязняющих веществ и жалоб на работы АБЗ в этом году не поступало.
На 2009 – 2013 годы запланировано внедрение мероприятий по снижению выбросов дурнопахнущих веществ с ОАО «Мясокомбинат Балаковский».
Наблюдается снижение индекса загрязнения атмосферы ИЗА с 21 в 2006 году до 17,57 за 1 полугоде 2007 году и до 14,49 за 1 полугодие в 2008 году. Во втором полугодии 2008 году мы ждем еще снижение ИЗА главным образом за счет того, что ООО «Балаковский завод волоконных материалов» прекратил выбрасывать сероводород и сероуглерод.
МУП «СпецАТХ» получило лицензию на сбор, транспортировку, утилизацию отходов.
ООО «Балакововторресурсы» получена лицензия на деятельность по сбору отработанных люминесцентных ламп, отработанных шин, макулатуры, АКБ.
Снижается количество обжалований постановлений о наложении штрафов, вынесенных инспекторами БТО, в городской и арбитражный суд. В 2007 годы их было 22, в 2008 году - всего 3. Это объясняется тем, многие не знакомы с природоохранным законодательством, юрист Караман вводила в заблуждение предпринимателей и юридические лица о ненужности выполнения природоохранного законодательства и внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Все суды были выиграны комитетом по существу либо по перовой инстанции, либо на стадии апелляции или кассации.
Согласно новым изменениям в ФЗ «Об исполнительном производстве» увеличен срок подачи исполнительных листов на принудительное взыскание наложенных штрафов с 2-х месяцев до 1 года. Это упростило работу инспекторов в части отслеживания уплаты штрафов.
Несмотря на многие положительные моменты, остаются актуальными следующие проблемы БМР:
1. Отсутствие представителя экологического отдела Ростехнадзора по Саратовской области.
2. Отсутствие природоохранной прокуратуры в г. Балаково.
3. Отсутствие государственной аккредитованной лаборатории промышленных выбросов и сбросов.
4. Не выполняется план по озеленению города.
5. ИЗА остается выше нормы = 14. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт – это более 80 тысяч единиц техники в Балаково. Основные вещества, которые присутствуют в фоне города, это - фенол и формальдегид.
6. Город Балаково находится в окружении крупных энергетических предприятий Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС и Балаковская ТЭЦ-4, которые занимаются производством электроэнергии, и ток, проходя по проводам, создает вокруг себя сильное электрическое поле, изучением влияния которого всерьез никто не занимался.
7. Имеются участки захламленные отходами.
В свете данных проблем можно выделить следующие задачи Балаковского муниципального района и города Балаково на ближайшие годы:
1. Способствовать развитию свободной конкуренции на рынке вторичного сырья. Возможно создание муниципального предприятия, которое бы занималось сбором вторичных ресурсов.
2. Получение лицензии на утилизацию жидких отходов.
3. Организовать работу по проведению операции «Чистый воздух».
4. Организовать работу экологической комиссии. Экологическая комиссия не собиралась уже более 3 лет.
5. Реализация мероприятий по озеленению города Балаково.
6. Корректировка постановления о регулировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период наступления НМУ.
7. Получение лицензии сельскими свалками на деятельность по захоронению отходов.
8. Изучение вопросов влияния электромагнитных полей на окружающую среду.
9. Начать перерабатывать промышленные и бытовые отходы на заводе по их переработке.
10. Отменить дополнительный барьер для заключения договора на вывоз отходов на городскую свалку, а именно согласование количества отходов с отделом экологии.
11. Решение вопроса по утилизации отходов от автомоек.
12. Проведение работы по установке дополнительных контейнеров и урн для сбора отходов на улицах города.
13. Необходимо подключить к работе работников милиции для решения вопроса по чистоте города.
14. Ликвидация несанкционированных свалок.
15. Увеличение количества договоров на вывоз мусора от частного сектора.
Концентрация государственных, муниципальных, производственных и общественных сил, своевременная реализация природоохранных мероприятий позволят нам в ближайшие годы улучшить качество окружающей среды и приблизится к основной задаче – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
И.о. начальника
Балаковского территориального отдела О.П. Любченко