Информационный сервер города Балаково  

О нашем городе
- История
- Фоторепортажи
- Фотогалерея
- ФОТОКОНКУРС
- Библиотека
- Венок трудовой славы
- Карта сайта
-
Власть
- Вопрос главе города
- График приема депутатов
- Схема ОИК
- Муниципальные программы
Новости
- Новостные ленты
- Обсуждаемые новости
- КПК версия
- Поиск в новостях
- Мировые новости
Деловая жизнь
- Предприятия Балаково
- Прайсы предприятий
Справочник Балаково
- Все разделы
- Расписание автобусов
- Расписание поездов
- Карта города
Полезное
- Доски объявлений
- Интернет-жалобная книга
- Работа в Балаково
- Добрые руки
- Ищу балаковца
- On-line конференции
Консультации
- Интернет и бизнес
- Вопрос Волжской ТГК
Общение
- Гостевая книга
- Форум
- Служба знакомств
- Поздравь балаковца
Ссылки
- Рекламный отдел
- Письмо WebМастеру










Балаковский интернет-центр
Яндекс цитирования

Добро пожаловать на информационный сервер города Балаково!

17-01-2007 15:02

О проекте закона Саратовской области <Об Общественной палате Саратовской области>



Прежде всего, следует отметить, что такая форма взаимоотношения граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления как Общественная палата в Саратовской области существует уже достаточно давно.
Более того, именно здесь эта форма в свое время внесла свой определенный вклад в стабилизацию общественно-политической обстановки, получив свое развитие не только на областном уровне, но и на территориях большинства муниципальных образований области. Не будет большим преувеличением, если сказать, что сама идея формирования общероссийской Общественной палаты вызрела, в том числе и за счет обобщения опыта работы, как Общественной палаты Саратовской области, так и аналогичных структур в ряде других субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, представленный на обсуждение проект областного закона <Об общественной палате Саратовской области>, подготовленный, как следует из текста проекта, на базе Федерального закона <Об общественной палате Российской Федерации>, принятого в 2005 году, представляет собой шаг вперед в управлении взаимодействием гражданского общества и органов власти. Если данный проект закона действительно реализуется в полном объеме, то откроются новые возможности для согласования общественно значимых интересов жителей области, общественных объединений и органов власти в целях решения важнейших вопросов общественного развития, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.
Действительно, ранее перед областной Общественной палатой в обобщенном виде ставились три, достаточно аморфные цели:
во-первых, привлечение общественных объединений к процессу выработки органами власти управленческих решений через учет общественного мнения;
во-вторых, выработка рекомендаций и предложений для органов власти;
в-третьих, объединение усилий общественных объединений и органов власти в развитии области.
Почему аморфные? Да потому, что они, во-первых, ни к чему не обязывали собственно органы власти, а во-вторых, не было реального механизма влияния гражданского общества на органы власти.
Что там лукавить, те, кто принимал участие в заседаниях той, старой Общественной палаты могут подтвердить, что она чаще всего становилась своего рода <паровозным свистком> для выпуска лишнего, по мнению властей, и потому для них опасного <общественного пара>. А как только кто-либо из наиболее ретивых, закусив удила, бросался на властные редуты, того быстро поправляли<старшие товарищи>, направляя ход заседания в удобное для власти русло. Да и
зачастую на заседания Общественной палаты приглашалось множество должностных
лиц самых различных государственных и муниципальных учреждений, организаций
и предприятий, которое не только создавало видимость поддержки предлагаемых
властных решений, но и придавало внушительную массовость данному
мероприятию.
Теперь же, в новом проекте закона, прежде всего, расширены направления
деятельности будущей Палаты.
Это и привлечение граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики. Это и общественная экспертиза законов и проектов нормативно-правовых актов органов власти. Это и осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Но, что еще важнее, определены и механизмы влияния гражданского общества на властные структуры.
Так в проекте прописана процедура общественной экспертизы законов и нормативно-правовых актов органов власти. В частности, последние обязаны, по соответствующему запросу Палаты, представлять все необходимые документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы. Кроме того, Палата получает право направить своих представителей на заседания областной Думы, ее комитетов и комиссий, Правительства области, на которых предполагается рассмотрение проектов законов и нормативно-правовых актов, ставших предметом экспертизы. Причем заключение Общественной палаты по результатам экспертизы подлежат обязательному рассмотрению на этих заседаниях.
Стал предметнее и механизм, позволяющий контролировать деятельность государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Теперь Общественная палата вправе предложить создать общественный совет или иной коллегиальный орган при органах исполнительной власти, а руководители этих органов обязаны обеспечить участие представителей Палаты в работе таких советов и коллегиальных органов. Более того, предполагается закрепить право обращаться в областное Правительство с предложением включать членов Палаты в состав коллегий органов исполнительной власти области.
Проект закрепляет право приглашать руководителей органов государственной власти области и органов местного самоуправления для выступления с информацией по общественно значимым вопросам.
Важную роль в развитии гражданского общества сможет сыграть и ежегодный доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Саратовской области.
К достоинствам проекта можно отнести и то, что он, как и Федеральный закон об общероссийской Палате, предусматривает, что в выдвижении представителей в состав областной Общественной палаты не могут участвовать политические партии. Теперь, когда последние получили возможность влиять на государственную политику через выборные процедуры в органы государственной власти, это создает реальную возможность быть услышанными и большому числу тех некоммерческих объединений, которые занимаются не политической работой, а конкретной деятельностью по оказанию тех или иных услуг населению, удовлетворению тех или иных его потребностей.

Конечно, рассматриваемый проект, как и проект любого, достаточно сложного
документа, имеет и ряд недостатков. Видимо, желанием свести эти недостатки
до минимума и можно объяснить вынесение на широкое общественное обсуждение
данного проекта.
Прежде всего, вызывает сомнения порядок формирования Общественной палаты.
Собственно, как таковой Общественной палаты согласно рассматриваемому проекту фактически нет. Есть Президиум Общественной палаты, который формируется Губернатором и областной Думой, состоящий из 60 членов. Сама же Палата составляется из ее представителей с непонятным статусом и при неограниченном числе таковых представителей. Последнее положение делает Палату фактически недееспособной, и она опять может превратиться в бутафорскую структуру, как это уже было ранее.
Поэтому, целесообразно ввести понятие членства в Общественной палате, как это и предусмотрено в Федеральном законе <Об общественной палате Российской Федерации>.
Следует также убрать из проекта положение об общем собрании как высшем органе Общественной палаты. Палата сама и есть высший орган, а ее основной формой работы должны стать заседания ее членов. Если с этими замечаниями согласиться, тогда следует изменить статьи 7, 8, 9,10, 11, 18.
Что касается статьи 18, то ее в любом случае следует дорабатывать. Пункт 3 этой статьи гласит, что <в целях выполнения задач, возложенных на Общественную палату настоящим Законом, Общественная палата вправе:> и перечисляется ряд положений, в целом совершенно справедливых. Однако это по смыслу проекта это право не Общественной палаты, а ее Президиума.
Потребуют изменения 20 и 21 статьи проекта, так как, опять-таки по смыслу проекта не Общественная палата может проводить общественную экспертизу, а ее Президиум; не Палата может создавать рабочие группы для проведения экспертизы, а Президиум; не Общественная палата может потребовать необходимые документы для экспертизы, а Президиум и т.п. - список можно продолжать по большей части статей проекта.
Тогда и получается, что реальной силой обладает не сама Общественная палата, а ее Президиум с рядом конкретных прав и возможностей. Сама же Палата, т. е. ее общее собрание, согласно проекту, вправе лишь избрать Председателя Общественной палаты, утвердить регламент Общественной палаты и утвердить ежегодный доклад о деятельности палаты. Конечно, это, может быть, удобнее в целях манипулирования общественным мнением, но совершенно искажает саму идею общественной палаты, как она оформлена в соответствующем Федеральном законе.

Кроме того, можно предложить внести в проект следующие, можно сказать технические изменения и дополнения.
Во-первых, в статье 2 можно добавить еще один пункт следующего содержания: <привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций>. (Согласно ФЗ <О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона <Об общественной палате Российской Федерации> от 27
декабря 2995 г., за ? 195-ФЗ).
Во-вторых, в пункте 2 статьи 4 можно добавить следующие положения:
<- состав, полномочия и порядок деятельности президиума Общественной палаты;
- полномочия и порядок деятельности председателя Общественной палаты;
- порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной
палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей;
- порядок привлечения к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой>.
В-третьих, в подпункте 4 пункта 2 статьи 7 изменить ссылку на статью 15 проекта (по тексту эта статья посвящена вопросам гарантий деятельности представителей общественных объединений в Общественной палате).
Здесь же должны быть указаны подпункт 5 пункта 1 статьи 17 - <Прекращение и приостановление полномочий представителя общественных объединений в Общественной палате>.
Кроме того, в завершении этого подпункта можно добавить положение, согласно которому <запрет на членство в Общественном совете в этом случае (нарушение
Кодекса этики) относится только к работе Общественного совета следующего состава>, как это сделано в тексте соответствующего Федерального закона. В-четвертых, Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Саратовской области, согласно статье 24 проекта направляется в Общественную палату РФ, Губернатору области, Председателю областной Думы, Председателю областного суда, Прокурору области и Главному федеральному инспектору по Саратовской области.
А следовало бы дописать - <и направляется для опубликования в СМИ>.

Конечно же, у присутствующих может возникнуть вопрос: <Означает ли, что принятие рассматриваемого закона, позволит превратить Общественную палату в реальную форму согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений и органов власти?>
Само по себе нет! К сожалению, она сможет выполнить свою миссию лишь при искреннем желании власти пойти на встречу гражданскому обществу, прислушиваться к мнению населения, общественных объединений. В этом плане хотелось бы предложить создать Общественные советы, аналогичные Общественной палате, во всех муниципальных образованиях области, что значительно укрепило бы потенциал общественного влияния на все уровни власти и общественного контроля над ней. В связи с этим имело бы смысл добавить в проект положение о том, что Общественная палата Саратовской области оказывает методическую, информационную помощь Общественным советам, образованным на территориях муниципальных образований области.

Но стоит хоть немного слукавить представителям власти в вопросах деятельности Палаты, как она превратится еще в один миф о близости власти и народа.
Вместе с тем, если не принять закон об Общественной палате, пусть даже в самом неблагоприятном варианте, то наше общество еще чуть глубже погрязнет в жизни не по законам, а по понятиям.


Николаев К.А., зав. кафедрой государственного и муниципального управления филиала ПАГС в г. Балакове


Читатель Мнение


Имя:

Обратите внимание, что удаляются:
  1. Сообщения содержащие ненормативную лексику, оскорбления;
  2. Сообщения написанные только заглавными буквами.
  3. Сообщения содержащие контактные телефоны, если есть необходимость сообщите сюда.
  4. Попытки начать неконструктивный диалог с модератором или администратором сайта.


Панорама "Обелиск"



РЕКЛАМА
Такси в Балаково
ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА




-





Интернет-сервисы
"АСД" - компьютеры
Обменный пункт WM
ШСД в Балаково
Балаковcкая почта
Спидвей в Балаково

ПОДПИСКА
на новости

Отписаться от новостей
  Copyright 1998-2019 ©
  При полном или частичном копировании материалов сайта www.balakovo.ru прямая гипер-ссылка на Информационный сайт Балаково обязательна!