15-01-2007 09:09 Об итогах работы УПФР в Балаковском районе за 2006 год в рамках пенсионной реформы.
Одна из актуальных тем современной истории России – реформирование пенсионного обеспечения, начатое по инициативе Правительства РФ 1 января 2002 года.
Что бы ответить на вопрос «Дала ли что-то гражданам реформа?» проанализируем основные результаты работы Пенсионного фонда Российской Федерации и, в первую очередь, УПФР в Балаковском районе.
Стратегической целью пенсионной реформы является внедрение системы пенсионного страхования – установление пропорциональной зависимости между размером трудовой пенсии и суммой страховых взносов, произведенных в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Переход на формирование пенсий от принципов социального обеспечения на принципы пенсионного страхования, конечно же был не понятен большинству граждан. Так если в 2002 году количество обращений граждан в УПФР в Балаковском районе по различным вопросам было 36019 то в 2006 году - 23198.
Тем не менее, кропотливая разъяснительная работа сотрудников Пенсионного фонда дала свои результаты. Сегодня можно говорить, что большинство граждан поняли смысл и суть пенсионной реформы и обращаются в основном за разъяснением специальных вопросов, связанных с отдельными периодами их трудовой деятельности.
В целом, население положительно приняло новое законодательство, так как в результате перехода на нормы нового пенсионного законодательства размеры пенсий либо увеличились (14085 пенсионеров), либо остались на прежнем уровне (зафиксированном по состоянию на 31 декабря 2001 года). При этом увеличение составило от 49 до 590 рублей и средний размер пенсий составил 1261 руб. 40 коп. (Прежний размер 1095 руб. 68 коп.)
Другим преимуществом является то, что по новому закону был установлен единый порядок исчисления пенсий для работающих и неработающих пенсионеров. Таких работающих пенсионеров в Балаковском районе оказалось 9589, увеличение их пенсий с 1 января 2002 года составило от 60 до 660 рублей.
К преимуществам нового законодательства можно отнести и то, что поскольку размер пенсии стал зависеть от суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то у застрахованного лица появляется заинтересованность в полной уплате страховых взносов, получения заработной платы в соответствии с законодательством (а не «черным налом»).
Наряду с пенсией в годы реформы появились и новые формы государственной помощи определенной категории граждан.
Так с 1 мая 2005 года в целях улучшения материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. начата выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших военнослужащих, узникам фашистских концлагерей и др. Количество получателей ДЕМО составляет сегодня 1551 человек.
Новым направлением работы Пенсионного фонда, появившимся в ходе реформы стала организация установления и выплаты ЕДВ.
С 01.01.2005 г. получателями ЕДВ в Балаковском районе являлись 12360 человек, на 01.01.2007 г. Региональный сегмент регистра содержит сведения о 14965 льготниках.
В новой пенсионной модели предусмотрен более надежный и обязательный механизм повышения и индексации пенсий. За период с 1 января 2002 года по настоящее время размеры страховой и базовой частей трудовых пенсий индексировались неоднократно. Страховые части пенсий индексировались 10 раз, в результате чего они возросли более чем на 110 %. Базовые части индексировались 9 раз, увеличившись вследствие этого более чем в 2 раза. Таким образом, в результате применения нового пенсионного законодательства доходы пенсионеров возросли. Если соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера в начале реформы составляло 96 % то к 2006 году средняя пенсия выросла в 2,1 раза, а ее отношение к прожиточному минимуму составляет 120%.
В 2006 году в соответствии с постановлением Правительства пенсия индексировалась:
01.04.2006г. базовая часть на 8,5% страховая часть на 6,3%
01.08.2006г. страховая часть на 6,2%
В результате средний размер пенсии на конец года по сравнению с январем 2006 года вырос на 290,17 руб. и составил 2718,59 руб., что на 549,59 руб. выше прожиточного min пенсионера ( 3кв. 2006г. – 2169 руб.)
Одной из приоритетных задач УПФР в Балаковском районе является соблюдение установленных законодательством сроков назначения пенсий.
В 2006 году 100 % пенсий в Балаковском районе назначены в установленный законом срок, в Саратовской области – 99,4%, в то время как в среднем по Приволжскому федеральному округу этот показатель равен - 95,5 % .
Новыми технологиями пенсионной реформы заложены весомые предпосылки по сокращению сроков назначения пенсий. Так, например, формирование базы данных застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация удаленного доступа к информации этой базы данных, внедрение системы заблаговременной подготовки документов для назначения пенсий, проведение работы по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц ускоренными темпами – все это позволило значительно сократить сроки назначения пенсий.
Если по состоянию на 01.01.2006 г. только 40,58% пенсий были назначены в течение 10 дней со дня обращения, то за 2006 г. этот показатель составляет 80,3%, а за декабрь 97,36%
Такие показатели – конечно позитив!
Не только сократить сроки назначения пенсий, но и создать прозрачный и понятный механизм ее расчета позволяет введенная в годы реформы технология преобразования (конвертации) стажа, выработанного гражданами до начала реформы, в расчетный пенсионный капитал.
По состоянию на 01.01.2007г. правовая обработка проведена в отношении более 28101 застрахованного лица, при этом данные о специальном стаже отработаны в отношении 14616 застрахованных лиц, что составляет 93,2%, от общего количества ЗЛ со спецстажем.
Одной из приоритетных задач следует признать задачу по повышению качества обслуживания населения. Для решения этой задачи в области с 1 апреля 2005 года создаются Клиентские службы – отдельно выделенные структурные подразделения, специализирующиеся исключительно на работе с клиентами. В настоящее время, в Саратовской области, Клиентские службы созданы в 13 крупных управлениях ПФР, в том числе и в Балаковском районе.
Создание Клиентских служб положительно повлияло не только на качество обслуживания населения, но и на решение другой проблемы – сокращение сроков назначение пенсий. То есть это не только удобства, но и рост производительности труда.
Характерной особенностью реформирования пенсионной системы является постоянное обновление функций пенсионного фонда. Так, согласно Указов Президента и Постановлений Правительства, в бюджет ПФР ежегодно закладываются средства на укрепление материально – технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной помощи малоимущим неработающим пенсионерам, в том числе на частичное возмещение расходов по газификации частных домовлодений пенсионеров.
Так в 2006 году в рамках реализации социальной программы за счет средств бюджета ПФР Балаковскому району было выделено 714,7 тыс. руб. на оказание материальной помощи:
- ко дню победы в ВОВ 1941-1945гг. 242,9 тыс. руб
- ко дню инвалида 52,8 тыс. руб.
- единовременная материальная помощь 59 тыс. руб.
- на газификацию 360 тыс. руб.
Важнейшей проблемой пенсионного обеспечения в дореформенный период было массовое уклонение от уплаты обязательных страховых взносов и соответствующее увеличение просроченной задолженности по страховым взносам, которое достигало трети всех поступлений в бюджет УПФР в Балаковском районе. Коэффициент сбора в указанный период составлял 93,9%. Сейчас он составляет 104,5%.
На сегодняшний день имеется положительная динамика по предприятиям, работники которых имеют так называемые «нулевые счета». Их количество за годы реформы уменьшилось с – 259 до 78.
Вместе с тем, проблема неплатежей в Пенсионный фонд остается. Так на 01.01.2006 года (за год реформы) просроченная задолженность страхователей Балаковского района составляла 52,8 млн. рублей. В прошлом году удалось несколько снизить темпы ее роста, и на 01.01.2007г. оперативно она составляет 51,9 млн. руб., однако коренного перелома пока не произошло. Это связанно, в первую очередь, с большим количеством предприятий, находящихся на различных стадиях банкротства. Их – 54, с суммой задолженности 42,4 млн. руб. или 81,7% от общей суммы задолженности в бюджет ПФР. И взыскать эту задолженность практически невозможно.
Одна из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. С начала пенсионной реформы число страхователей, в Балаковском районе представляющих индивидуальные сведения на своих работников увеличилось на 78%. Только за 2005 год 3262 страхователей - работодателей представили индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на 120,4 тыс. застрахованных лиц. За 2006 год индивидуальные сведения должны представить 3549 страхователей на 120 тыс. застрахованных лиц.
С этой целью в системе ПФР, начиная с 1 января 2002 г. каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, ежегодно получает уведомления о состоянии индивидуального лицевого счета. С 2003 года на основе региональных данных, представляемых в Информационный центр персонифицированного учета ПФР, в Балаковский район поступают более 125 тыс. извещений «писем счастья» о состоянии индивидуальных лицевых счетов.
С началом пенсионной реформы изменились и основные направления деятельности территориальных органов ПФР.
Это связано в первую очередь с изменением с 1 января 2002 г.cтатуса страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если ранее страховые взносы в ПФР практически ни чем не отличались от налогов, то Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ определил их совершенно иную социально-экономическую природу, предусмотрев что они являются индивидуально-возмездными платежами и их персональным назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Из этого следует, что нарушение страхователями-работодателями срока или полноты уплаты страховых взносов влечет для граждан - застрахованных лиц самые серьезные негативные последствия, вплоть до лишения их конституционного права на пенсию.
В этих условиях одним из основных направлений деятельности территориальных органов ПФР в целях защиты прав застрахованных лиц стало осуществление взыскания задолженности по страховым взносам в судебном порядке.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени органы ПФР в Саратовской области стали производить одни из самых первых в России с мая 2002 года и с каждым годом отмечалась тенденция роста количества исков и взыскиваемой суммы задолженности. Так, если в 2002 году в Балаковском районе было предъявлено 20 исков на сумму 115 тыс. рублей, то в 2005 году – 434 иска на сумму 21070,9 тыс. рублей к работодателям и 1904 иска на сумму 3334 тыс. рублей к индивидуальным предпринимателям, а в 2006 году с учетом 3кв. 52 иска на сумму 22327 тыс. руб.
Объемы исковой работы в этом направлении достигли таких размеров (а были и другие направления), что судебные органы с трудом справлялись с их рассмотрением. В связи с чем стало очевидным, что необходимы изменения действующего законодательства, позволяющие органам ПФР оперативно взыскивать незначительные суммы задолженности в ПФР и одновременно ускорить рассмотрение этой категории дел судебными органами.
4 ноября 2005 года был принят Федеральный закон № 137-ФЗ, которым в статью 25 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» внесены соответствующие изменения. С 1 января 2006 года взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, а в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами ПФР через Службу Судебных приставов.
Это позволило не только сократить количество обращений в суд, но и значительно ускорить взыскание задолженности.
Так, только в отношении работодателей в 2006 году в службу судебных приставов передано 1178 постановлений на сумму 2313 тыс. рублей.
Все это, безусловно, отразилось на повышении эффективности взыскания задолженности на стадии исполнительного производства.
В результате в 2006 году по предъявленным искам была погашена задолженность в сумме 5337 тыс. рублей.
К сожалению, принимаемые органами ПФР меры не всегда дают положительный результат, что привело к необходимости обращений территориальных органов ПФР в органы прокуратуры в целях защиты прав застрахованных лиц.
Надо отдать должное органам прокуратуры. Так благодаря мерам прокурорского воздействия было взыскано в бюджет УПФР в Балаковском районе 10,7млн. руб.
Одной из главных задач пенсионной реформы является создание у граждан мотивации к участию в формировании своего пенсионного капитала и, как следствие, разделении ответственности за свою будущую пенсию с государством и страхователями. Для реализации этой цели и в соответствии с новым законодательством Пенсионный фонд РФ активно начал развивать новое направление работы – инвестирование накопительной части пенсии.
По состоянию на 1 января 2007 года УПФР в Балаковском районе принято от застрахованных лиц, обработано и переведено в электронную форму 1534 заявления на инвестирование накопительной части пенсий.
Сегодня специалисты Пенсионного фонда стараются довести информацию о пенсионном законодательстве почти до каждого застрахованного лица. Формы доведения информации различные: это встречи с трудовыми коллективами, проведение семинаров, разъяснения через СМИ. Также в целях информирования в 2006 году УПФР в Балаковском районе проведен курс на тему «Пенсионное обеспечение в РФ» для учащихся выпускных классов, студентов профтехучилищ, техникумов.
Характерной чертой пенсионной реформы является стремительное распространение компьютерных технологий.
Действительно, эффективность работы Пенсионного фонда во многом зависит от технической оснащенности, наличия современной техники, программного обеспечения и способов передачи данных.
Работа по модернизации и развитию Корпоративной сети передачи данных (КСПД) проводилась практически параллельно с пенсионной реформой. В Балаковском районе было установлено оборудование, позволяющее при наличии высокоскоростного канала связи передавать большой объем информации.
Кроме этого, буквально в конце декабря 2006 года нашему Управлению выделено 50 новых современных ПК, 11 лазерных принтеров и 3 ксерокса, что позволит нам более качественно выполнять поставленные задачи.
И все же, главным фактором, влияющим на успешное достижение целей, поставленных пенсионной реформой, является персонал.
Сегодня в Управлении работает 109 специалистов, высоких профессионалов, одержимых работой и преданных делу пенсионной реформы.
Таковы основные итоги реформирования пенсионной системы в Управлении Пенсионного фонда в Балаковском районе.
Как было сказано выше, Пенсионный фонд Российской Федерации является организатором и проводником пенсионной реформы. Но мы прекрасно отдаем себе отчет, что силами только специалистов пенсионного фонда не возможно было достичь тех результатов, о которых выше шла речь. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить за активное участие в реализации пенсионной реформы администрацию БМО, прокуратуру, суды, службу судебных приставов, работников Сбербанка и «Почты России», профсоюзы, ветеранские организации, СМИ и всех, кому не безразлично как живут сегодня «старики» и как будет жить молодое поколение, когда наступит «золотая осень» нашей жизни.
Начальник УПФР в Балаковском районе Л.В. Фяева
|