28-06-2005 09:52 КАК ИДЁТ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМАНа вопросы отвечает начальник ГУ “Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе” Людмила Васильевна Фяева
Вопрос: № 1
Вот уже 4-й год в России действует Пенсионная реформа.
На кого-же все таки рассчитана она: на нынешних пенсионеров или же на
будущих и чем вызвано изменение пенсионного законодательства?
Ответ: Как известно трудовая пенсия выплачивается за счет страховых
взносов перечисляемых работодателем в Пенсионный фонд с фонда оплаты труда
своих работников. Т.е. проще говоря мы с Вами, ныне работающие, обеспечиваем
выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Но экономическая и демографическая ситуация в стране складывается
так, что на одного пенсионера приходится 1,4 работающих, а это крайне
недостаточно чтобы выплачивать более менее нормальную пенсию, да еще и
повышать ее.
Поэтому назрела необходимость реформирования пенсионного
законодательства, но при этом не ухудшить положение нынешних пенсионеров и
предусмотреть механизм будущего пенсионного обеспечения.
В связи с этим был принят ряд новых законов:
№ 173-ФЗ от 17.12.2001г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
№166-ФЗ от 15.12.2001г. “О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации”
№ 167-ФЗ от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации”
№ 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой песии в Российской Федерации” и т.д.
Каждый из этих законов в той или иной степени коснулся граждан
пенсионного возраста и тех, кто еще не является пенсионером.
Что касается пенсионеров:
1. Новый закон позволил вести расчет пенсии одинаково, как работающим
пенсионерам так и неработающим.
2. Работающим пенсионерам, кроме общеустановленных правительством
индексаций пенсий ежегодно производится перерасчет страховой части пенсии
исходя из уплаченных за него работодателем за год страховых взносов в
Пенсионный фонд.
3. Для пенсионеров, которые вышли досрочно на пенсию по выслуге лет
(летный состав и медицинские работники) имеют право продолжать трудиться по
своей специальности и получать пенсию, что не позволяло прежнее
законодательство. При старом законодательстве необходимо было выбирать: либо
получать пенсию и оставить любимую работу, либо отказаться от пенсии, но
продолжать трудиться на прежнем месте.
4. Новый закон позволил гражданам вышедшим на досрочную пенсию (по
выслуге, либо по вредности) выбирать наиболее выгодный вариант расчета
пенсии: вместо общего стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих
видах работ (имеющегося и полного).
В результате многие пенсионеры получили прибавку к пенсии
уже с 1 января 2002 года
5. Закреплены в новом законодатетельстве и нормы, касающиеся северян.
Им установлено более высокое отношение заработков (от 1,4 до 1,9).
Так-же произвошла существенная прибавка к пенсии - инвалидам I
группы или как сейчас в новом Законе трактуется инвалидам III степени
ограничения трудоспособности;
* детям-инвалидам
* гражданам достигшим 80-летнего возраста, всем этим категориям
граждан выплачивается повышеная базовая часть, сейчас она состявляет 900
рублей, а для указанных категорий вдвое выше, т.е. 1800 рублей.
Что касается будущих пенсионеров. Старая Пенсионая модель носила
уравнительный характер и имела ограничение т.е. 75% по стажу и отношение СМЗ
1,2. Сейчас же размер пенсии у будущих пенсионеров с 2002 года зависит
напрямую от его заработной платы и отчислений, которые делает работодатель
из фонда оплаты труда заработной платы в пенсионный фонд на страховую часть
и если возраст младше 1967 года еще и на накопительную часть. Поэтому, чем
выше заработок, тем больше страховых взносов попадет на индивидуальный счет
работника и тем больше будет его пенсия, в данной модели никаких ограничений
нет.
Кроме того, те средства, которые отчисляются на
накопительную часть и инвестируются. Куда разместить средства, поступившие
на накопительную часть, гражданин решает сам.
Вопрос № 2. Вы назвали в основном положительные стороны закона. Как
Вы считаете, есть ли недоработки в Законе и будут ли вноситься какие-то
изменения.
Ответ: Изменения уже вносятся. Это коснулось: лиц осуществляющих
педагогическую и лечебную деятельность работающих в негосударственных
учреждениях (если ранее действующим законодательством периоды работы в
негосударственных педагогических и медицинских учреждениях в специальный
стаж не засчитывались), то в настоящее время согласно Постановления
Конституционного суда № 11-П внесены изменения в законодательство и периоды
работы в негосударственных учреждениях учитываются для права на пенсию
также, как и в государственных и муниципальных учреждениях.
Кроме того изменения коснулись лиц, ушедших на пенсию по Списку № 1
(лиц проработавших не менее 10 лет (мужчины) и 7,6 лет (женщины) во вредных
условиях труда).
Ранее действовавшим пенсионным законодательством для лиц, ушедших на пенсию
по Списку № 1 расчет пенсии производился исходя из 20 лет требуемого общего
трудового стажа для мужчин, и 15 лет для женщин.
С 01.01.2002г. вступил в силу Федеральный Закон “О трудовых пенсиях в
Российской Федерации” № 173 от 17.12.2001г.
Нормами пункта 2 статьи 30 вышеуказанного Закона определено, что
расчетный размер трудовой пенсии определяется исходя из 25 лет общего
трудового стажа для мужчин, и 20 лет для женщин. Стаж для расчета размера
пенсии увеличился на 5 лет, это отразилось на уменьшении размера пенсии при
обращении за перерасчетом, как по добавлению стажа, так и по заработной
плате. В следствии чего, многим перерасчет просто был не выгоден.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от
29.01.2004г. № 2-П установил, что нормы Федерального Закона от 17.12.2001г.
№ 173-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002г., не могут служить основанием
для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая
размер пенсии, на который рассчитывал пенсионер до введения в действие
нового законодательства.
В связи с этим, те пенсионеры, которые получали
пенсию по Списку № 1 и после 01.01.2002г. обращались с заявлениями о
перерасчете в Пенсионный фонд, а также те, кому пенсия была назначена по
Списку № 1 после 01.01.2002г. были нами приглашены для рассмотрения вопроса
уточнения размера пенсии. Все обращения носят заявительный характер и
рассматриваются комиссионно. Размер доплаты у каждого гражданина
индивидуален, это зависит от даты перерасчета пенсии или даты назначения
пенсии после 01.01.2002 г..
Вопрос: № 3
Людмила Васильевна, Вы сказали, что этот перерасчет пенсии коснулся только
граждан ушедших на пенсию по Списку № 1, а те граждане, которые ушли на
пенсию по старости и продолжают работать, имеют право на перерасчет?
Ответ:
Да имеют, но этот перерасчет производится по другим основаниям.
После вступления в силу Закона “О трудовых пенсиях в РФ” и Закона “Об
обязательном пенсионном страховании с 01.01.2002г. страхователь
(работодатель) обязан уплачивать страховые взносы на страховую часть пенсии
в Пенсионный фонд за своих работников. Страховая часть пенсии согласно п. 3
ст. 17 Закона “О трудовых пенсиях в РФ” подлежит перерасчету, лицу,
осуществляющему работу или иную деятельность не менее чем 12 полных месяцев
со дня назначения страховой части трудовой пенсии либо со дня предыдущего
перерасчета. Граждане подают заявления на перерасчет страховой части пенсии
по страховым взносам в тот месяц, когда наступило право на данный
перерасчет. Технически перерасчет по страховым взносам производится с 1 июля
текущего года, но доплата произвдится за все месяцы от даты подачи
заявления. Например, гражданин подал заявление в январе месяце, перерасчет
ему положен с 1 февраля. Значит и доплата будет с 1 февраля т.е. за пять
месяцев.
Страховая часть пенсии также подлежит корректировке по страховым
взносам. Корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на
который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера
трудовой пенсии, в соответствии с п. 3 ст. 17. Корректировка, это уточнение
ранее предоставленных по данным индивидуального (персонифицированного) учета
сведений страхователем об уплаченных страховых взносах и учтенных при
назначении пенсии или при ее перерасчете. Так как при уплате страховых
взносов работодатель не всегда производит 100%-ную уплату.
Вопрос № 4.
Недавно мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В
предверии празднования Президет подписал Указ о денежных выплатах некоторым
категориям гражданам. Не могли бы Вы назвать эти категории, и какие суммы
выплат получили ветераны.
Ответ:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта
2005 г. № 363 “О мерах по улучшению материального положения некоторых
категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов” с 01.05.2005 года дополнительное
ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается следующим
категориям граждан:
а) инвалиды Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной
войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а”- “ж” и “и” подпункта 1 пункта
1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах” № 5-ФЗ от 12.01.1995г., бывшим
несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного
содержания. Размер выплаты составляет - 1000 рублей;
б) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей
армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября 1945г. не менее 6 месяцев,
военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в
указанный период - размер выплаты 500 рублей;
в) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой
Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой
Отечественной войны - размер выплаты 500 рублей;
г) лица, награжденные знаком “Житель блокадного Ленинграда” - размер выплаты
500 рублей;
д) бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто -
размер выплаты 500 рублей.
Вопрос: № 5
К нам обратился с вопросом инвалид Великой Отечественной войны и сказал, что
пенсию, как инвалиду войны ему выплачивают, а в назначении ДЕМО отказали,
потому что он не является гражданином Российской Федерации. Российского
гражданства у него нет, есть только вид на жительство.
Ответ: Вид на жительство является документом, подтверждающим постоянное
проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Постоянное проживание - это одно из условий, которое дает ему право,
наравне с гражданами России на пенсионное обеспечение, т.е. дает право на
назначеие и получение пенсии. Право на дополнительное ежемесячное
метериальное обеспечение иностранные граждане не имеют.
Вопрос: № 6
Вы сказали, что вид на жительство - это основной документ который дает право
на назначение и получение пенсии на территории России. Оформление вида на
жительство иногда занимает долгое время, и не у всех пенсионеров есть
дополнительные средства для существования. Компенсируется ли это как-то?
Ответ: Согласно письму Министерства социальной защиты населения РФ от
31.01.1994г. № 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в
одном из государств - участников Согласшения от 13.03.1992г., пенсия
назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по
прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца
регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Мой
совет пенсионерам, решившим переехать на постоянное место жительства в
Российскую Федерацию заблаговременно обращаться за оформлением вида на
жительство.
Вопрос: № 7
Людмила Васильевна, у нас есть такая категория граждан, как дети-инвалиды
получающие пенсию. Срок инвалидности им устанавливается до достижения
возраста 18 лет. Выплата пенсии им прекращается до того момента пока не
будет вновь переосвидетельствован. Скажите, с кагого срока Вы будете
выплачивать пенсию и вернетесь ли на момент прекращения ее выплаты?
Ответ:
Данная категория граждан является получателями социальной пенсии в
соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001г. “О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Ребенок,
инвалид-детства, достигший возраста 18 лет утрачивает право на пенсию по
статусу, как ребенок-инвалид. Пройдя переосвидетельствание он приобретает
статус инвалида детства, а значит право на назначение пенсии данных граждан
пересматривается вновь согласно законодательства.
Согласно статьи 23 вышеназванного Закона, социальная пенсия назначается с
1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со
дня возникновения права на нее. В качестве примера приведу следующую
ситуацию: 3 марта ребенку-инвалиду исполнилось 18 лет и с этой даты выплата
пенсии была прекращена. Освидетельствание прошел 10 марта, и была
установлена II степень ограничения трудоспособности, как инвалиду детства.
В Пенсионный фонд обратился 15 апреля. Пенсия будет назначена не с 10 марта,
когда прошел освидетельствование, а с 1 апреля. Поэтому всем гражданам, кто
принадлежит к категории получателей социальной пенсии по инвалидности
необходимо при получении справок МСЭК немедленно обращаться в Пенсионный
фонд, дабы не потерять в сроках назначения пенсии и соответственно в
деньгах.
Вопрос: № 8
Людмила Васильевна, скажите пожалуйста, предусмотрена ли в законодательстве
какая либо компенсация родителям ухаживающим за ребенком-инвалидом, и тем,
кто ухаживает за инвалидом 1 группы?
Ответ:
Да предусмотрена. Согласно ст. 11 Закона “О трудовых пенсиях в
Российской Федерации” в страховой стаж наравне с периодами работы и иной
деятельности засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным
лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим
возраста 80 лет. Соответственно это должно быть подтверждено документами. А
также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994
г. № 551 неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за
инвалидом 1 группы либо лицом, достигшем возраста 80 лет, а так же за
ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, предоставляются ежемесячные
компенсационные выплаты (независимо от родственных отношений и совместного
проживания).
Размер компенсационных выплат установлен в сумме 120 рублей.
Ежемесячные компенсационные выплаты трудоспособным лицам прекращаются при
трудоустройстве и выходе на пенсию.
Вопрос № 9
С января 2005 года вступил в силу Федеральный Закон № 122-ФЗ от
22.08.2004г. который заменил льготы определенным категориям граждан
ежемесячными денежными выплатами и предоставил так называемый “пакет
социальных услуг”. Скажите пожалуйста, что входит в набор социальных услуг,
как он реализуется и возможно ли отказаться от него получив взамен денежные
средства?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999г. “О
государственной социальной помощи” определенная категория граждан имет права
на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, которая и
входит в соответствии с Законом № 122-ФЗ в социальный пакет, это :
1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе
предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по
рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний
путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с
законодательством об обязательном социальном страховании - 400руб.
2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 50руб.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение
способности к трудовой деятельности III степени, и дети- инвалиды имеют
право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное
лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а
также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для
сопровождающего их лица.
Периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является
календарный год.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может
отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган
ПФ РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Заявление об отказе в предоставлении им набора социальных услуг на 2006 год
до 1 октября текущего года. В случае если гражданин до 1 октября
соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных
услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему
предоставляться в установленном порядке.
На сегодняшний день в отдел по назначению и выплате ежемесячной
денежной выплаты обратилось 1449 граждан с заявлениями об отказе от
получения набора социальных услуг.
|