26-04-2005 10:20 Песах – еврейская Пасха 23 апреля 2005 годПесах – еврейская Пасха 23 апреля 2005 год
Название праздника Песах происходит от глагола «пасах» — «миновал», «перепрыгнул». В Торе этот праздник обычно называется «праздником мацы». И все же в сознании людей он прочно ассоциируется именно со словом «Песах». Почему же поколения евреев предпочли именно это название: Написано в Торе: «Песах — ибо Всевышний совершил прыжок... Мудрецы говорят: "Заповедано евреям совершать служение этого праздника именно таким образом: "прыжком"... Что же в Исходе и празднике подобно "прыжку"?»
Евреи жили в Египте поколениями. И так «прижились» к этому месту и даже к собственному рабству, что многие просто-напросто не хотели выходить на свободу. Надо вспомнить о том, что в те времена Египет был не просто великой державой в экономическом отношении, но и являлся средоточием культуры Древнего мира. А еще — центром моральной распущенности, потому и назвала Тора это государство эрват а-арэц, срамным местом земли. Отсюда евреи должны были уйти на свободу — в пустыню, к подножию горы Синай, к дарованию Торы. Причем, перемена должна была произойти не в ходе многолетней эволюции, а в считанные дни. Превратиться из сытого раба в представителя Избранного народа, начать верить в единого Бога и перестать воровать и убивать — это ли не Песах, это ли не прыжок через бездну?!
Евреи сделали это, и их прыжок стал, в своем роде, одним из великих чудес Исхода. Может, не самым эффектным, но, однозначно, одним из самых эффективных.
Песах — это еще и избавление еврейской души от пут и преград, мешающих ее самореализации. Освобождение — это возможность «открыть новую страницу», привести свою жизнь в соответствие с Божественным планом.
В субботу, 23 апреля, в клубе «Ровесник» представители еврейской общины собрались для проведения Пасхального Сэдэра. В зале собралось более 50 человек.
Слово «сэдэр», служащее названием первых двух вечерних трапез праздника, означает «порядок». Идея порядка присутствует в каждом элементе праздничного застолья. Любой из предметов, которые присутствовуют на столе Пасхального сэдэра, имеет не только практическое, но и духовное значение.
Программа и правила этого праздничного застолья изложены в Пасхальной Агаде, кратком гиде в мир духа Исхода и законов Сэдэра, ими все и руководствовались в этот день.
Так, все что лежало на праздничном столе соответствовало Пасхальной Агаде. И главным атрибутом праздника является маца.
Три листа мацы
Что такое маца, наверняка знают многие. Это плоские пресные лепешки, выпеченные из не подошедшего теста (отсюда и другое название мацы — опресноки).
На протяжении всех дней Песаха (начиная с утра 23 апреля 2005 г. и до выхода звезд вечером 1 мая 2005 г.) евреям запрещено в каком бы то ни было виде употреблять хамец в пищу и владеть им.
Маца является единственным мучным изделием, разрешенным в пищу в течение всех дней праздника, а в первые две ночи тот, кто ест мацу, исполняет заповедь Бога (в Израиле — лишь в первую ночь).
Одно из названий мацы — «хлеб веры». Следуя указу Всевышнего, еврейский народ отправился из Египта в пустыню. Тесто для хлеба, который люди собирались испечь, не взошло. Три мацы на пасхальном столе напоминают всем об этом.
Три листа мацы также символизируют три пласта еврейского народа — коэнов (священников, потомков Аарона), левитов (помощников коэнов, колено Леви) и исраэль (остальных евреев). Маца кладется на стол перед ведущим Сэдэр, поверх нее ставится Кеара.
Кеара - блюдо Сэдэра
На блюде Сэдэра лежат шесть предметов:
Зроа (кусочек зажаренного мяса на косточке или куриное горлышко) — в память о пасхальном жертвоприношении, которое ели в эту ночь во времена существования Храма.
Бейца (яйцо, сваренное вкрутую) — в память о праздничном жертвоприношении, которое совершалось в эти дни во времена существования Храма.
Марор (листья салата или натертый корень хрена) — символ горечи египетского рабства.
Карпас (сваренный картофель или кусочек репчатого лука) — в течение Сэдэра карпас окунают в соленую воду и едят — это напоминает о слезах, пролитых евреями в рабстве.
Харосэт (смесь из тертых яблок, груш и орехов) — по виду похожа на глину и напоминает о тяжести египетского рабства, о том, как наши предки изготовляли кирпичи и по приказу фараона строили египетские города.
Хазэрэт (листья салата или натертый корень хрена) — начало порабощения казалось евреям абсорбцией, адаптацией в чужой стране, незаметно для себя наши предки стали рабами. Таковы же и свойства хазэрэт: вначале вкус кажется довольно мягким и только разжевав, чувствуешь горечь.
Четыре бокала вина
В течение Сэдэра в определенное время выпивают четыре бокала вина (или виноградного сока). Эти бокалы олицетворяют четыре шага на пути к освобождению.
I — физическое освобождение, как сказано об этом Богом: «И выведу Я вас из-под гнета...».
II — сглаживание отпечатков рабства в интеллекте и духе человека: «И избавлю Я вас от рабства».
III — создание в человеке духа свободы: «И спасу Я вас великой мощью».
IV — превращение толпы в народ и создание контакта народа с Богом: «И возьму Я вас Себе народом».
Каждое действие в ходе Пасхального Сэдэра комментировалось ведущим праздника и сопровождалось соответствующей молитвой.
В очередной раз на подобном мероприятии присутствовала представитель еврейской диаспоры г.Днепропетровска, которая поздравила всех с праздником и торжественно сказала: «До встречи в следующем году – в Иерусалиме!».
Ведущий специалист информационно-
аналитического отдела Юлия Благоева
|