26-08-2004 15:18 Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2004 г После Вознесения на Небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына.
Когда Пресвятой Богородице пришло время перейти из земной жизни в жизнь вечную, Ей явился благовестник тайн Божиих с пальмовой ветвью в руках, архангел Гавриил и возвестил о времени Ее отшествия из здешнего мира.
По молитве Матери Божией, желавшей перед кончиной проститься с учениками Ее Божественного Сына, апостолы чудесным образом были собраны к Ее смертному одру. Когда же пришло время кончины Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки.
Оплакав разлуку с Пресвятой Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и погребли в Гефсимании, в пещере. Апостол Фома, Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим лишь на третий день после прощания с Божией матерью. Желая его утешить, апостолы открыли гроб, но увидели, что тела Пресвятой Богородицы там уже не было, а лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудное благоухание. Так все уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.
Для нас праздник Успения Богоматери – свидетельство Ее предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас перед Своим Сыном. Об этом же говорит само названия праздника - Успение (от слова "уснуть), указывая на то, что Пресвятая дева осталась по своей видимой телесной кончине непричастной к смерти.
В этот день заканчивается Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной церкви.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженных Августина и Иеронима. Особенно торжественно этот праздник стал совершаться в Православной церкви в VI веке после победы византийского императора Маврикия над персами 15 августа по старому стилю.
Успенский пост установлен по подражанию Божией матери, которая всю свою жизнь и особенно перед Своим Успением проводила время в посте и молитве. В XI и XII веках происходили споры об Успенском посте, вследствие того, что некоторыми предлагалось отменить пост для праздника Преображения; но на Соборе Греческой церкви в XII веке было окончательно решено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы.
("Праздники Православной церкви", "Православные праздники")
Ведущий специалист информационно-аналитического отдела Юлия Толкачева
|