14-01-2003 12:42 Интервью председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания 10 января Балаково посетила делегация депутатов Госдумы РФ во главе с Вячеславом Володиным. Главный специалист информационно-аналитического отдела администрации БМО Евгений Запяткин взял интервью у председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктора Гришина
- Уважаемый Виктор Иванович, Вы возглавляете комитет по делам Федерации и региональной политике. Каковы основные направления деятельности Вашего комитета?
- Лучше, наверное, говорить не о всех направлениях, потому что их очень много. Я бы выделил четыре. Первое: конституционно-правовые вопросы федерализма - в первую голову вопросы разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами. Второй момент - это законодательное обеспечение формирования государственной власти и государственной службы.
Третий вопрос - это вопрос региональной политики: у нас в государстве очень много органов, которые взаимодействуют с регионами, это касается и экономики, и экологии, и природных ресурсов. Органы - это и федеральные, и округа, региональные, местное самоуправление. Все они формируют определённую систему взаимоотношений в рамках региональной политики. У нас уже приняты законы в двух чтениях "Об основах государственного регулирования регионального развития", "О федеральных целевых программах регионального развития" и ряд других законов, которые это направление реализуют. И четвёртое - это экономические и финансовые основы федерального государства, то есть мы по сути дела формирует федеральные программы по развитию регионов, трансфертные потоки по 21-му разделу бюджета по оказанию помощи другим бюджетам в бюджетной системе.
- Виктор Иванович, мы знаем, что есть закон, разграничивающий полномочия Центра и регионов. А как на практике строятся взаимоотношения между Федерацией и её субъектами? Что, на Ваш взгляд, не отработано и что необходимо менять коренным образом? Есть ли у Вашего комитета чёткая стратегия развития региональной политики?
- Да, но я бы не стал говорить о чёткой стратегии. Понимание есть, концепция есть. Начальные, основные законы формируются. С 1999 года в рамках укрепления государства сделано очень немало, то есть по сути дела формируется единая налоговая система, единое законодательное обеспечение, базирующееся на Конституции Российской Федерации. Формируется вертикаль власти. По сути дела формируется политическая вертикаль, которая будет состоять из федеральных партий. Это всё то, что формирует наше государство, позволяет говорить о нём как о едином целом. На наш взгляд, должно быть отработано понятное и чёткое законодательное обеспечение именно федерального государства, взаимоотношений уровней власти. У нас здесь сегодня очень много непонятного. Кто какое полномочие выполняет: то ли федеральный центр, то ли регионы. Часто получается так, что федеральный Центр принимает законы в лице Государственной Думы, скажем, о предоставлении каких-то льгот инвалидам и в то же время не даёт никаких средств для выполнения этой функции, перекладывает на органы региональные, мол, закон принят - и пусть региональные власти за это отвечают.
- Извините, и мы это несоответствие часто наблюдаем.
- Да. Эти вот вещи приводят к неразберихе: принимается закон - не исполняется. Принимается постановление, которое возлагает ответственность на кого-то другого. Поэтому, на наш взгляд, на сегодня надо очень чётко разграничить полномочия. И здесь как бы минное поле Федерации: 72 статья Конституции, где прописаны полномочия по предметам совместного ведения. На наш взгляд, все эти вопросы, как и в большинстве мировых федераций, должны быть достаточно чётко расписаны. Сегодня законопроект, который внёс Президент, расписал 19 полномочий по предметам совместного ведения, 39 вопросов, которые должны решать органы власти субъектов Российской Федерации. Под эти 39 полномочий должны быть переданы соответствующие налоговые ресурсы. То, что не будет передано, должно быть компенсировано из трансфертов. Все дополнительные вопросы, которые будут передаваться помимо этих 39-ти, будут передаваться по соглашению с Правительством РФ, с органами власти РФ и будут финансироваться отдельно из того бюджета, который эти полномочия обязан исполнять. Дальше эти полномочия прописываются в законе о местном самоуправлении, то есть вот такое вот сквозное прописывание полномочий и ответственности за их выполнение, за выполнение конкретных государственных и негосударственных функций. На мой взгляд, оно дисциплинирует аппарат, дисциплинирует власть, оно, наверное, отучит принимать те законы, которые не обеспечены финансами. Иногда, скажем, идя на поводу политических моментов, принимаются те или иные решения, не обеспеченные деньгами. Помимо законов о распределении полномочий расписаны законы о формировании органов государственной власти. Мы последний закон уже направили в субъекты Федерации. Законы о распределении полномочий и местном самоуправлении скоро будут направлены в субъекты Федерации. После того, когда получим от регионов замечания, будем формировать представления, куда нам дальше двигаться в части распределения полномочий, как себя вести.
- Так, хорошо. Виктор Иванович, а как Вы относитесь к идее укрупнения регионов? В частности к тому, чтобы в России вместо 89 регионов стало бы 28 губерний?
- В этой идее есть рациональное зерно. У нас сегодня субъекты Федерации отличаются по территории более чем в несколько десятков раз, по экономическому развитию - более чем в 30 раз, по населению - более чем в сто раз... Формировать законодательное обеспечение для столь разносторонних субъектов Федерации достаточно сложно. Причём есть сложносоставные субъекты, когда в составе одного субъекта Федерации находится второй субъект Федерации. Вы знаете, что есть у нас области, где находится автономные округа. С точки зрения Конституции эти субъектные образования правомочны одинаково по отношению к федеральному Центру, то есть много нестыковок, но, на мой взгляд, как-то единым махом решать эти вопросы не следует. В стране много напряжённости, существует Чечня, достаточно сложная пока политическая обстановка. И что значит тронуть сейчас все субъекты Федерации?
- То есть это дело не близкого будущего?
- Я думаю, что не близкого. Во всех субъектах есть элиты соответствующие, которые распределены по уровням власти. Я считаю, что решаться это должно путём референдума в заинтересованных субъектах Федерации. Только народ должен определять, соединяться или разъединяться. Должны быть инициаторы соответствующие. Есть Совет Федерации, который представляет регионы, он должен рассмотреть всю эту процедуру. Ну и в конечном счёте - Президент. Но прежде чем начать эту процедуру, мы должны откорректировать Конституцию, в которой прописаны все субъекты Федерации, что называется, по имени и отчеству. Если мы что-либо изменяем, должна меняться Конституция. Я бы считал, что Конституцию трогать пока нельзя.
- Чтобы по действующей Конституции устоялась жизнь?
- Да. Надо наладить экономику, поднять ответственность - это всё можно сделать в рамках Конституции. Распределить полномочия, улучшить жизнь людей.
- Виктор Иванович, как известно, в области местного самоуправления государство имеет клубок сложных нерешённых проблем. Тем не менее, львиная доля собранных налогов уходит в Центр. Например, в этом году в Саратовской области остаётся всего 30% собранных налогов. Какие необходимо предпринять шаги, чтобы местная власть эффективнее решала вопросы жизнеобеспечения граждан, социально-экономического развития муниципальных образований и в целом субъектов Федерации?
- Шаги здесь будут предприняты на уровне закона о местном самоуправлении. Он распределит полномочия, под которые будет подведена налоговая система. Соответствующие изменения во вторую часть Налогового кодекса сейчас формируются. Конечно же, неправильно гонять деньги туда-сюда, но пока есть необходимость поддерживать те субъекты, где экономика развалена. Надо изменить налоговую систему и сориентировать её на конечное потребление, скажем, акциз на водку брать не на заводе, не на оптовом складе, а брать в конкретном магазине. Надо заниматься экономикой. Органы местного самоуправления должны, допустим, помогать фермерам, хозяйствам, чтобы формировать налоговую базу. Надо сделать прозрачной трансфертную систему. Ведь получается как: те, кто хорошо работают, теряют налоги, а те, кто плохо работают, они получают средства из федерального Центра. Вот эту процедуру мы должны видоизменить: те, кто зарабатывают больше, должны и получать больше. Здесь должна быть материальная заинтересованность. Мы эти вещи должны внимательно посмотреть и в Налоговом кодексе, и в соответствующих законах.
- Виктор Иванович, спасибо Вам большое за интервью. Успехов Вам в Вашей депутатской деятельности!
- Спасибо Вам! Уважаемые балаковцы! С наступившим вас Новым годом!
Успехов вам в труде, хороших заработков и счастья в личной жизни!
|