30-05-2023 11:00 Балаковский писатель Александр Кучаев на фоне мировой классикиНа его счету восемь романов, достойных пера Александра Дюма и Джека Лондона, вышедших в престижных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга. И лишь немногие знают, что их автор Александр Кучаев живёт и творит в Балакове. Скромен он до чрезмерности, а к славе совсем не охоч. Чем чаще захаживал наш загадочный романист в литобъединение «Утро», тем шире открывалась его масштабная, незаурядная личность. Стоит прочитать хотя бы страницу его любого романа, как тобой начинает владеть писательская магия, и ты с головой погружаешься в мир приключений и невероятных событий, вроде бы близких к жизни, но всё-таки проистекающих параллельно ей. Завораживает не только то, что описывается, но и сам писательский язык, по-пушкински простой, но яркий и выразительный. Тем не менее, нередко попадаются глубокие философские размышления об общечеловеческих ценностях, смысле жизни, противоборстве добра и зла. Но не одними размышлениями живёт кучаевская проза: в её текстовой основе – динамичный сюжет, глубокие характеры, захватывающие читательское внимание события. Уже с первых строк автор ловит читателя «на крючок» и ведёт его до конца повествования, предлагая опосредованно участвовать в судьбе литературных героев, когда они своими действиями и нравственно-моральными ориентирами берут за живое, отвечают нашим теперешним чаяниям и духовным потребностям. Главный герой последних романов Александра Кучаева «Лента Мёбиуса» и «Мера воздаяния» по тюремной кличке Карузо был осуждён на долгий срок по наговору преступников-насильников, от которых он спас девушку. Он с другом по несчастью бежал из мест заключения, жил под разными именами, уехал за границу, но никогда не терял чести и достоинства, любви к отечеству. Вместе с такими же достойными людьми вступал в смертельную схватку с местной мафией и выходил победителем, тратил «экспроприированные» у бандитов богатства на социальные нужды населения. Но через какие испытания надо было пройти, чтобы остаться нравственно чистым, порядочным человеком! Тогда, на зоне, ему думалось иначе: «Иногда я виделся себе как бы издалека, чужими глазами – в том числе перед взором Высшего Существа – маленькой скрюченной козявкой на грязной сбившейся подстилке, почти молекулой в сравнении с невообразимыми космическими пространствами, раскинувшимися во всех направлениях. Это была ничтожная картина, понуждающая задумываться о том, как же мы, человеки, мало значим в бесконечном мироздании и как микроскопически мелки дела наши и помыслы». И в дальнейшем сам герой доказывает, насколько человек может быть умён, душевно чист, велик и созидателен. Знаменитая московская журналистка, автор книги "Пятиэтажная Россия" Евгения Пищикова сравнила Александра Кучаева со своим любимым французским писателем-фантастом Фрэнсисом Кларком. «У нас появился свой Фрэнсис Кларк!» – воскликнула она, находясь под впечатлением от романа "Астероид". – Прекрасное чтение!» Главные герои романов Александра Кучаева – люди по-богатырски сильные, невероятно умные, нравственно чистые, а их антиподы – авторитеты из криминальной среды или откровенные злодеи из нашей повседневности – настолько чётко выписаны, что вызывают естественное отторжение своей нечистоплотностью и мерзостью. И эти мрази порой торжествуют, подавляют благородных героев. Но любое зло обречено на поражение и полное уничтожение – эта человеколюбивая мысль проходит красной нитью через все произведения Александра Кучаева, который непременно, после страшных переживаний и головокружительных сюжетных ходов, даёт возможность читателю сделать вдох облегчения и вновь поверить в несокрушимую силу правды и добра. К своему писательскому успеху Александр Константинович Кучаев шёл долгие годы, оттачивая своё мастерство и повышая читательский интерес к новым книгам. Он родился в Москве 2 июня 1947 года, в Киевском роддоме. Тогда его родители жили в Лосиноостровском районе, возле станции «Лосиноостровская». В свидетельстве о рождении значится Киевский район (ликвидирован в 1991 г.). Место регистрации: Москва, Киевское бюро ЗАГС. В одном из паспортов Александра Кучаева вместо Киевский записали Кировский район. И с малолетства он носит фамилию матери Александры Фоминичны. Его отец Трунов Константин Михайлович (1910-1999) – туляк, родился неподалёку от усадьбы Льва Толстого, в селе Крапивино. Лев Толстой был любимым писателем отца. Газетные публикации Александр Кучаев нередко подписывал как Трунов. Мать Кучаева Александра Фоминична (1923-2007) имела мордовское происхождение. Она ушла от мужа, когда Саше было всего 2 месяца. И лишь перед самой смертью она призналась сыну: «Зря я ушла от твоего отца!» После развода отец с 1952 г. проживал в с. Ельдигино Пушкинского района Московской области. Оба родителя – участники Великой Отечественной войны. Отец на фронте был с октября 41-го в составе отряда особого назначения из 800 человек и до конца. Демобилизован в 46-м году. Рос Саша Кучаев в Мордовии, в глухом селе Силино Ардатовского района, в 28-ми километрах от райцентра, где его мать работала учителем русского языка и литературы, что не могло не повлиять на выбор духовных ориентиров будущего писателя, ставшего с раннего детства увлечённым книгочеем и собирателем энциклопедических знаний. Глубокие познания разных сфер и наук отразились в его романах, помогли героям утвердиться в жизни, а порой избежать смерти, а также стали благодатной почвой для интеллектуальных споров и философских размышлений. Причём тексты Александра Кучаева не обременены так называемой книжностью: здесь мы наблюдаем органический переход теории в практику, книжных знаний – в жизненную плоскость. Александр Кучаев хорошо знает свою родословную и ценит роль родственников в исторических событиях. Так, его дед Фома Петрович Кучаев, имея 4 класса образования, был исключительно грамотным человеком с каллиграфическим почерком. В Первую мировую и в Гражданскую – был на стороне красных, полковым писарем. В 30-х годах прошлого века писал письма в защиту арестованных мужиков, и так убедительно излагал он дело, что, случалось, людей освобождали. А брат матери Пётр в 1945-м участвовал в войне с Японией, в первой половине семидесятых был депутатом Верховного Совета СССР. Сам Александр Кучаев немало сделал для того, чтобы воспитать в себе волевую, многогранную личность, которой не страшны жизненные преграды и ухищрения судьбы. Будучи студентом, он ходил ночью на кладбище под Казанью. Только брал с собой складной нож, потому как боялся собак из ближнего посёлка. Ночью же ходил в лес Ардатовского района Мордовии и опять с ножом на всякий случай. В юности любил и умел лазить по деревьям: не было такого дерева, на которое он не мог бы забраться, будь оно хоть в три обхвата. Способен был подняться по кирпичной стене, цепляясь пальцами рук и ног за межкирпичные швы. Про него очевидцы тогда говорили: - Вон, смотри, как кошка лазит! Увлекался плаванием. В возрасте 69 лет стилем «брасс» проплыл семь километров. По примеру генетика академика Петра Петровича Гаряева. Обливался ледяной водой – утром по два ведра, зимой – босиком на снегу. Много лет занимался хатха-йогой, тибетской практикой омоложения, гормональной гимнастикой долголетия, гимнастической скакалкой и т. д. Также был увлечён оздоровлением солнечной энергией по методу Фархата ата. Летом плавания в Волге были ежедневными. Уже в этом году, 29 апреля, впервые искупался в судоходном канале – позже обычного, прежде «влазил» в воду при первых промоинах во льду. В молодости занимался боксом, но дальше 3 разряда не пошёл, посчитал, что он и так уже парень ух! В зрелом возрасте (1992-1998 гг.) вместе с сыновьями на протяжении 6-ти лет ходил на секции ушу и рукопашного боя и на улице мог постоять за себя. Был случай, когда Александр Кучаев одним взглядом остановил молодого человека, вознамерившегося «наехать» на него. Просто тот быстро понял, что ему несдобровать. После окончания восьмилетки Александр Кучаев с матерью переехал в село Турдаково, а оканчивал среднюю школу уже в городе Ардатов. Что интересно, в его аттестате была всего одна четвёрка – по русскому языку, остальные пятёрки. За особые заслуги в обучении Александр Кучаев получил серебряную медаль. Поначалу были намерения поступить в литинститут. Но все планы изменил некий местный филолог, очень влиятельный человек, сказавший юноше: «Книги можно писать и без литературного образования». Действительно, такие знаменитые писатели, как Максим Горький и Валентин Пикуль, имели за плечами только начальную школу, а каких высот смогли достичь! И поступил Александр Кучаев в Казанский сельхозинститут, выбрав специальность «агроном». Однако сельскохозяйственная стезя неизбежно привела в стан пишущей братии, ибо в этом была потребность и к этому вёл внутренний запрос. «Командовать людьми – не моё дело!» – вспоминает Александр Кучаев то время, когда стоял на перепутье. С дипломом агронома он побывал во многих местах, сменил ряд профессий: бригадир в колхозе, старший агроном, токарь на заводе, слесарь. После этих виражей его приглашают в городе Ардатов поработать корреспондентом в местной газете «Маяк», где в скором времени он стал заведующим сельхозотделом. Редактор Александр Николаевич Снегирёв был поэтом, при нём газета поднимала массу всевозможных проблем, например, «скрипучее» внедрение хозрасчёта, публиковались острые, правдивые материалы. В 1979 году пришлось стоять перед серьёзным выбором нового места жительства. Причём выбирать надо было не одно из двух, а из четырёх – географических точек: Молдавия, Алма-Ата, Краснодар или Балаково, где жил и работал брат. Так и оказался Александр Кучаев в Волжской Венеции, тут и родились его сыновья. Он строил балаковский элеватор, работал в «Химстрое» бетонщкиком 2-го разряда под началом бригадира Журавского Антона Антоновича, по словам писателя, замечательного человека. В романе «Пасынки богов» видный химстроевец стал главным героем под именем Максима Журавского, который трудится в поте лица, на максимальный результат. Кстати сказать, образы многих кучаевских персонажей списаны с наших земляков и углублены художественными средствами. Александр Кучаев, тяготевший к журналистской работе, как-то обращался в поисках места к редактору газеты «Огни коммунизма» Владимиру Дмитриевичу Делашинскому, но в тот момент вакансии не оказалось. Зато Делашинский же известил невостребованного журналиста о том, что создаётся газета «Волжская новь», ориентированная на освещение сельских дел. Так Александр Кучаев попал под начало Бориса Тимофеевича Ткаченко, редактора издания, сразу возглавив сельхозотдел. В этом качестве он проработал с декабря 1979 по июль 1982 года. Уйти из коллектива «помогли» скандальные публикации о массовых приписках в хозяйствах района. Кто-то из активных граждан направил газетные вырезки в ЦК КПСС. И вскоре в Балаковский район нагрянула комиссия, в результате чего у райкома появились серьёзные проблемы. Приписчиков немедленно уволили, сменили начальника управления по сельскому хозяйству. А автор публикаций стал опальным журналистом. Жизненный опыт как нельзя лучше пригодился будущему писателю с удивительной точностью выводить образы героев, страдающих за правду, но в конце концов одерживающих победу над гонителями и преследователями. После газетной работы Александру Кучаеву вновь пришлось вкусить заводской жизни: он трудился сначала токарем на производстве землеройных машин, потом слесарем – до 1986 года, когда перестройка вернула его в «Волжскую новь». А через два года он обрёл должность редактора радиовещания Балаковской АЭС, где трудился до начала «лихих» девяностых. Именно тогда Геннадий Николаевич Утенков возглавил новую боевую газету «Балаковские вести», куда пригласил завотделом экономики Александра Кучаева. Чуть позже пришлось поработать и на городском радио вместе с Ниной Шевченко и Ларисой Абаевой. В роли радиожурналиста Александр Кучаев продолжал касаться острых местных тем, что, естественно, не нравилось высокому начальству. Открытой трибуны, с которой вещают только правду, не получилось, и Александр Кучаев перешёл работать к свободолюбивому и смелому Александру Наумову, возглавлявшему «Свободную газету», для которой не было запретных тем и неприкасаемых личностей. На протяжении года Александр Кучаев резал правду-матку и объективно освещал местные события. Но вдруг его приглашают возглавить некую коммерческую фирму с прекрасными финансовыми перспективами. Однако фирма, ещё не начав грести деньги лопатой, развалилась на глазах у новоиспечённого руководителя. Оставшись без средств к существованию, Александр Кучаев стал искать мало-мальски подходящий заработок, ведь надо было кормить семью, где подрастали двое сыновей. Смекалка агронома подсказала ему, что делать. И с 1995 года он вместе со своими сыновьями, пока те были школьниками, выращивал овощи и цветы на огороде своей матери. Торговали у «Детского мира» и у ближайших магазинов. Дети активно участвовали как в сельскохозяйственных делах, так и в продаже выращенного: учились хорошо, а после уроков приобщались к семейному бизнесу. Поэтому и выросли трудоголиками, получили по два высших образования. Отец признаётся, что он так напряженно в детстве не работал, как его сыновья. Кстати сказать, не так давно один из его сыновей на профессиональном уровне возглавлял монтаж электронного оборудования в нашем региональном аэропорту «Гагарин». Об особенностях воспитания сыновей стоит сказать чуть подробнее. Когда старшему сыну исполнилось 4 года, установил для него в квартире спортивный комплекс с кольцами, трапецией, канатом, верёвочной лестницей. Младший сын, едва встав на ноги, тоже приобщился к этому комплексу. В доме были боксёрские перчатки, и регулярно проводились тренировочные бои. Старшего отец научил плавать в 7 лет, младшего – в 4,5 года. Делали заплывы на Волге до бакенов, бегали по плотам, буксируемым в судоходном канале, ходили на шашлыки, зимой устраивали лыжные походы. Это были счастливые времена. Учились дети и экономии. Носит, допустим, старший сын новую куртку. Затем она переходит к младшему. А уж потом отец её донашивает. Встретил как-то раз Александра Кучаева приятель, посмотрел мимоходом и язвительно говорит: - Что, Санёк, бомжуем? Настолько одежда была изношена. Будучи ещё школьниками, сыновья Александра Кучаева сами зарабатывали, на собственные деньги покупали себе одежду, обувь, разные приставки покупали, потому как отец семейства выдавал им 20% от общей выручки. В 2000-м оба сына поступили в вузы, и приходилось Александру Кучаеву из кожи лезть со своим уличным бизнесом, чтобы их обеспечить. Это было подобие бесконечной карусели. Вымотается за день, света белого не взвидит, а тяпнет вечером граммов сто покупной самогонки или стакан самодельного вишнёвого вина, сядет на крылечко, закурит сигарету, и скажет себе: - Да нет, ничего, жить можно! Вузы сыновья окончили, мало того, получили по два высших образования, только отец выдохся так, что впал в тяжёлую депрессию, от которой страдал два года. Но устроился слесарем на завод железобетонных изделий, оказался в рабочем коллективе, среди людей, и скоро от его депрессии не осталось и следа, и он лишь посмеивался над своим недавним угнетённым состоянием. Потом он работал озеленителем в посёлке Радужный. Эти повороты в его биографии очень чётко отражены в романе «Пасынки богов», где описывается почти райское коттеджное поселение. Александр Кучаев был заядлым курильщиком. Курил 19 лет. Каждое утро собирался бросить, но по пути на работу делал крюк, чтобы дойти до первого табачного киоска, покупал пачку сигарет и снова дымил. В 64 года с куревом завязал окончательно. К числу любимых писателей своей молодости Александр Кучаев относит ОʼГенри, Джека Лондона, Чарльза Диккенса, Шекспира, Гончарова, Достоевского и других. В недавние годы любимцем стал Джеймс Хэрриот, лётчик во Второй мировой, ветеринар по профессии. Из поэтов Александр Кучаев увлекался Лермонтовым, Генрихом Гейне, Гёте. Стихотворные произведения Пушкина стали его привлекать только в пожилом возрасте, прежде был к ним равнодушен. Почти двадцать лет Александр Кучаев одержим писательской работой. Причём создал для себя спартанские условия, чтобы не расслабляться и тратить силы лишь на поставленные цели. Как штык встаёт он в 3.30 и упорно трудится над очередным произведением до 7-ми, а то и до 10-ти утра. А первый его роман «Астероид» издан отдельной книгой в 2005 году в литературном агентстве в Москве, за что автору заплатили 500 долларов. Трёхтысячный тираж разошёлся по России, книга попала даже в Израиль через торговую сеть «Солнечный берег». Издатели предложили написать продолжение, что не заставило себя ждать. Александр Кучаев пишет вторую часть дилогии с названием «Под новым небом, или На углях астероида». Книга издана в Санкт-Петербурге, в издательстве «Геликон +», с которым автор сотрудничает по сей день. По жанру это фентези: произошла мировая катастрофа – астероид столкнулся с Землёй, в живых остались несколько человек. Отец с сыном и верной собакой борются за существование в экстремальных условиях. Проще говоря, роман написан в стиле книг «Таинственный остров» и «Остров сокровищ». Увлекательный, динамично развивающийся сюжет, небывалая насыщенность событиями, острота повествования с первых строк захватывают читателя, нередко приводя в восторг, ведь читается он на одном дыхании. Роман Александра Кучаева «За мёртвой чертой» вышел в 2014 году. В нём описываются невероятные, сверхъестественные события в стиле боевого фэнтези. Повествование начинаются с появления в провинциальном Ольмаполе (аналог города Балаково) Дона Кристобаля, пришельца из параллельного пространства. Застой в экономике, коррупция, моральное разложение значительной части ольмапольцев неблагоприятно сказывались на параллельной среде обитания. Герой прибыл сюда для исправления ситуации. Обладая фантастическими паранормальными способностями, Кристобаль решительно берётся за дело: посредством прозрачных выборов он приводит к власти бывшего журналиста Виктора Алексеевича Черноусова, исключительно честного. бескорыстного человека, и его руками, а также с помощью друга Аркадия за несколько месяцев весьма жёсткими средневековыми способами избавляет Ольмаполь от огромной корпорации государственных воров и мошенников. Затем полностью очищает город от проявления какой-либо преступности. Всё это незамедлительно приводит к бурному росту экономики и духовному возрождению общества. Другой роман Александра Кучаева «Золотая ангулоа» (речь о цветке), вышедший в 2014 году, предназначен только для взрослых читателей. В нём рассказывается о морских и сухопутных приключениях племянницы миллиардера Юлии Белогорской и недавнего безработного Кости Сергина, которые стали заложниками преступной организации и оказались в совместном заключении. Главные герои романа «Реверс жизни, или Исповедь миллиардера» (2017) – совершенно разные люди, занимающие несравнимо далёкие друг от друга общественные ниши. Николай Гудимов – искатель приключений, человек войны, способный вступить в схватку с численно превосходящим противником. Александр Кригерт – законопослушный гражданин, талантливый предприниматель, сумевший создать гигантскую промышленную империю. Но есть у них одна общая черта: готовность прийти на помощь к тем, кто оказался в большой беде. Что интересно, и в этом произведении есть свои прообразы и конкретные люди, с которыми автор общался. Сын Николай неродной бабушки Зои Андреевны стал прообразом одного из главных героев романа под фамилией Гудимов. Роман Александра Кучаева «Пасынки богов» вышел в 2019 году. Это история Максима Журавского, молодого человека, сумевшего развить невероятные экстрасенсорные способности. Не остановившись на себе. Максим взялся за совершенствование окружающего общества. Не раз ему угрожала смертельная опасность, но благодаря своим высоким качествам он прошёл все испытания и помог улучшить жизнь многим тысячам людей. Последние две книги Александа Кучаева «Лента Мёбиуса» и «Мера воздаяния» берут своё начало ещё в 1997 году, когда молодой писатель отложил грандиозную затею, почувствовав, что не хватает опыта и сноровки. А когда вернулся к старым рукописям, то при их переработке остались только три эпизода. В результате писательских метаморфоз получилось два романа. И в настоящее время получается уже трилогия: роман «Со щитом или на щите» вчерне готов. Рукописей последних романов Александра Кучаева как таковых нет: только компьютерные варианты. Причём одни и те же тексты писатель перерабатывает по-толстовски кропотливо: пять-семь раз, доводя структурированное повествование до живой картины. Пришёл и писательский опыт. Допустим, роман «Астероид» Александр Кучаев писал 4 года, роман «Золотая ангулуа» – за 4 месяца. В последние годы один роман он создаёт за полтора года, фактически проживая две жизни: свою и своих героев. В романах Александра Кучаева персонажи очень часто удивляют читателя бойцовскими качествами и меткостью ворошиловских стрелков. Всё это напрямую касается самого автора, который служил в армии с 1970 по 1971 год и удивлял своих командиров и однополчан попаданием, что называется, в десятку. Начинал рядовым, дослужился до лейтенанта, а потом получил и старлея. Александр Кучаев был надёжным солдатом. За год армейской службы ему было объявлено одиннадцать благодарностей, почти все – за меткую стрельбу. Замкомвзвода говорил в окружении солдат, что с ним в атаку он бы пошёл. Самым близким Александру Кучаеву армейским другом в роте был немец Александр Кригерт, мягкий характером, обаятельный парень. Они обменялись фотографиями. Под этим именем Александр Кучаев изобразил его как главного героя в романе "Реверс жизни, или Исповедь миллиардера". Топонимика географических названий в произведениях Александра Кучаева выдуманная, но местный житель легко может угадать параллели, особенно с главным местом действия: Ольмаполь – Балаково. «Вне Балакова его не представляю», – признаётся автор. У автора встречаются и исторически точные характеристики нашего поселения: «Десятилетия спустя в юрте стали селиться старообрядцы и разный беглый народ, и образовалось большое многоуличное село с численностью жителей, превышавшей восемнадцать тысяч человек». Есть даже подробное описание знаменитых подземных ходов в романе «Мера воздаяния», откуда благородные герои достают золотые слитки в мешках, припрятанных туда местной мафией. Так что питательной средой для творчества нашего земляка является Балаковщина. Многие картины природы приятно радуют глаз, и читатель чувствует и видит, что перед ним именно его родные места. Вот как описывает автор остров Лебяжий, очень похожий на наш Пустынный, в романе «Мера воздаяния»: «Когда-то Лебяжий был общенародной, то есть ничейной землёй, всем доступной и, как следствие, страшно загаженной мусором, обычно остающимся после отдыхающих: банками, бутылками, битым стеклом, целлофановыми обрывками и прочими отходами человеческой деятельности. По причине едва ли всеобщего неопрятного, пренебрежительного отношения к природе. Сейчас островок мог бы служить эталоном чистоты и порядка». Как хочется, чтобы это было так! А за границей Александр Кучаев и был всего один разок, и то в Казахстане, в посёлке Чунджа с населением 20 тысяч человек. Это 230 км на юго-восток от Алма-Аты, недалеко от границы с Китаем. Между прочим, именем дорогого автору Николая Снегирёва названа одна из улиц Ардатова. А в романе "Пасынки богов" приведён отрывок из одного написанного им стихотворения: И берёзовым парилась веником, И заваривала зверобой... Всё не впрок. Умерла деревенька, Со своею смирившись судьбой. Творческую, дружескую атмосферу, которую Николай Александрович создал в коллективе редакции газеты "Маяк", автор использовал для описания рабочей обстановки в отделении банка "Трапезит", неоднократно упоминаемого в романах "Лента Мёбиуса" и "Мера воздаяния". Александра Кучаева с детства отличало богатое воображение. Особенно оно развилось в подростковые годы. С девятого класса по одиннадцатый он учился в средней школе города Ардатов, райцентре Ардатовского района. От села Турдаково, где с матерью тогда проживали, до школы – семь с половиной километров. И всю дорогу туда и обратно подростку обычно рисовались сцены различных приключений, видимые словно наяву. Он даже старался отделаться от попутчиков, чтобы они не мешали созерцанию действий вымышленных героев. Позже наклонность формировать мыслительные картины главным образом и способствовала его литературному сочинительству, во многом основанному на реальных фактах. Александр Кучаев писал рассказы, повести, драмы. Почти всё – в стол. Кое-что изредка публиковалось в газетах районного масштаба. Автор вспоминает: «Отправил я как-то один из рассказов в какое-то московское издательство, но получил вежливый отказ с советом попытать счастья в другом месте, в художественном журнале, кажется. О моих литературных упражнениях знал мой лучший, как я полагал, друг. Он был партийным работником, быстро поднимался по карьерной лестнице и стал начальником областного масштаба. И вот этот друг предложил прислать ему одну из моих вещиц. С тем, чтобы передать её кому-то из литераторов, занимающихся издательским делом. Я не прислал, а лично привёз ему своё сочинение: повесть "Горожанин". И всё бы ладно, но как-то за общим застольем – мы были один на один – у меня хватило ума завести разговор о тёмных историях, сопровождавших его родословное древо. Мало того, я рассказал ему то, что он сам не знал, а мне было известно от добрых людей. Эти истории, много лет спустя, я привёл в романе "Мера воздаяния", рассказывая о семействе Патрикеевых. И всё там было правдой, за исключением происшествия в Германии. Но и германский случай имел место, только с другими личностями. Он, мой друг, понял, что я слишком много знаю и могу быть опасен для него, так он, видимо, посчитал. Выплыви что наружу, это не только помешало бы его карьере – погнали бы со службы поганой метлой. И "друг" решил меня уничтожить как литератора. И, в общем-то, ему это удалось. Спустя некоторое время я получил свою рукопись обратно с рецензией и комментариями в различных частях моего текста. Надо мной смеялись, глумились, на полях рукописи писали "ха-ха-ха", те или иные мои фразы сопровождали откровенными издевательствами. На моём писательстве ставили крест. Я был не просто потрясён, психологически я был убит наповал. Все свои рукописи сжёг на костре. И не брался за перо почти двадцать лет. По истечении этого времени меня заинтересовал один незаурядный человек, бывший афганец, лейтенант. И мне захотелось написать о нём что-нибудь. С трудом взялся я за сочинительство. И постепенно снова втянулся в литературную работу. Человека этого я вывел как Валентин Измайлов в романах "Лента Мёбиуса" и "Мера воздаяния". Любовь, деньги, война – это то, что постоянно присутствует в романах Александра Кучаева и что создаёт постоянную интригу для читателей. Автор сразу «берёт быка за рога», приступая к очередному повествованию. Этому он научился у Луиса Корвалана, первого секретаря компартии Чили. «Враги делают всё возможное, чтобы разъединить нас, а мы собрались, чтобы продемонстрировать своё единство», - так Корвалан начал своё выступление на многотысячном митинге в Сантьяго и тем мгновенно захватил внимание собравшихся. Известно, что написать что-то стоящее очень трудно, но издать это ещё труднее. И если не найдётся у автора соответствующего упорства, дело кончится крахом. Слава богу, что у Александра Кучаева сильный характер. Электронные копии рукописи романа "Астероид" он отправил в сотни различных книжных издательств, как российских, так и зарубежных, до двадцати экземпляров в день. Даже в Австралию и Новую Зеландию. И даже в шведское посольство, отметив, что одним из главных героев романа является швед Улоф Свенсен. Ответов не было. Только из посольства Швеции пришло письмо, что, мол, сначала роман должен получить известность в России и лишь после этого можно рассчитывать на его продвижение за рубежом. Автору запомнилась подпись "Мария". Видимо, отвечала российская служащая посольства. Дело сдвинулось с места, когда на помощь пришли сыновья. Старший Денис, в то время студент Тимирязевской академии, начал обходить книжные издательства и лично разговаривать с редакторами. Пятеро из них заинтересовались рукописью, а издал лишь один: Владимир Вячеславович Яковлев, директор литературного агентства СОВа. В процессе подготовки рукописи "Астероида" к изданию редакция агентства предложила автору написать его продолжение. Так появился роман "Под новым небом, или На углях астероида". Но по ряду причин он был издан лишь десять лет спустя в петербургском издательстве «Геликон Плюс» благодаря младшему сыну Евгению, инженеру фирмы "НИТА", который опять же лично принёс в редакцию электронный вариант рукописи. Современный писатель, обложенный интернетовскими штучками, тоже, как и писатели прошлого, нуждается в обратной связи, то есть в читательских откликах, а иногда даже – в переписке, иначе для кого всё это создаётся? К счастью, у Александра Кучаева не только есть активные читатели, но и благодарные поклонники. "Обожаю ваш «Астероид», - писал автору Владимир Вячеславович Яковлев, директор литературного агентства СОВа, издавшего эту книгу. - Считаю вас удивительным, талантливейшим писателем!" На вопрос об экранизации романа "Под новым небом"редактор издательства «Геликон Плюс» Елена Валентиновна Житинская высказала мнение, что по этой книге можно было бы выпустить большой многосерийный фильм. «Хоть сто серий!» - восторженно высказалась она. Житинская поздравила автора с выпуском в свет романа "Под новым небом", а по поводу романа "Лента Мёбиуса" написала: «Прочитала с удовольствием. Спасибо!» О неординарных книгах Александра Кучаева высоко отзывалась доктор филологических наук Ирина Владимировна Дергачёва, ведь он пишет на уровне Стивенсона, автора "Острова сокровищ". Именно поэтому Дергачёва предлагала нашему земляку приехать в Москву для участия в передаче на «Русском радио», но автор предложение её "замолчал", посчитав, что оно ничего не даст. К тому же «переться» в столицу ради одного выступления в эфире! Это уж слишком! Они были друзьями в закрытом теперь Фейсбуке. Но у Александра Кучаева как интересного современного писателя появились новые друзья «ВКонтакте», великолепном портале для обратной связи. Такой читатель сегодня называется подписчиком, и он может молниеносно отреагировать на только что размещённую в Сети новую литературную вещь. К сожалению, Александр Кучаев из-за своей природной скромности практически не заботится о своей популярности, продвижении своих романов на просторах интернета и в книжной сети, хотя его книги в электронном виде доступны любому, кому интересна отечественная словесность. Он только совсем недавно по нашему доброму совету передал в центральную библиотеку стопку своих книг. Так что при желании балаковцы могут полистать бумажные варианты его произведений. На наш взгляд, литературные труды Александра Кучаева в первую очередь должны интересовать земляков, ведь за многие десятилетия Балаковская земля явила миру серьёзного и удивительного писателя, прекрасного стилиста и образчика современного русского языка. Он же – чуткий тайновидец человеческого сердца со взыскательным отношением к литературному мастерству, за которым стоят предельная ясность и точность художественного образа. Впрочем, эти оценки никак не заменят самого чтения романов Александра Кучаева, чтения увлекательного, познавательного, духоподъёмного, несущего в сердце свет, а в разум – просветление. Евгений ЗАПЯТКИН Адрес электронной почты Александра Кучаева: kuch-bal@yandex.ru
|