Весть о безвременной кончине нашего знаменитого земляка Алексея Слаповского больно ударила по сердцу. Совсем недавно, 17 сентября прошлого года, он встречался с балаковскими читателями и был полон сил, творческих замыслов и оптимизма. Но коронавирус сделал своё дьявольское дело.
Как университетский друг, Алексей Слаповский 48 лет присутствовал в моей жизни. Нас объединила общая судьба, когда мы учились на филфаке Саратовского госуниверситета. Много раз общались в общежитии на Вольской (тогда Братиславская). Вместе ходили на спецкурс Якова Исаакиевича Явчуновского, где изучали премудрости современной драматургии. Видимо, оттуда и пошло пристрастие Алексея к созданию пьес и сценариев.
Мне запомнилось участие студентов филфака в посевной кампании. Нас, и так немногочисленных парней и несколько девушек, где-то в конце апреля 1976 года направили в Новоузенский район. Мы должны были помогать трактористам. В основном работали в ночную смену. Нередко приходилось брать штурвал управления в свои руки, когда старший товарищ утомлялся и хотел вздремнуть. Проживали мы все вместе в большом помещении. Несмотря на то, что временно приобщились к крестьянскому труду, много говорили и спорили на филологические темы. Практически каждый прихватил с собой книги, при удобном случае мы все погружались в чтение. Во время общего разговора Алексей Слаповский заметно выделялся зрелостью своих суждений и страстными, художественно прекрасными монологами.
Во время весеннего сева, когда выделялись нам часы для отдыха, мы создавали рукописный, большей частью юмористический журнал, где размещали дневниковые записи по посевной и разные заметки на студенческие темы. На пару с Валерием Кремером мы иллюстрировали новое издание смешными рисунками – не потому, что они были намеренно смешными, а потому, что мы не умели рисовать. Какой-то материал и от Алексея Слаповского утолстил наш журнал, но реальных имён здесь не было: всё подписывалось смехотворными псевдонимами. Потом этот журнал в пределах нашего факультета ходил по рукам и был изрядно зачитан, но не развалился, так как я добросовестно сшил страницы прочными нитками.
Уже осенью, когда был собран урожай, из Новоузенского района в наш деканат пришла стопка грамот с профилем Ленина, в том числе и на имя Алексея Слаповского, в которых колхозное руководство благодарило нас за добросовестный труд при проведении посевной. Видать, хорошие были всходы после наших стараний в новоузенских полях.
Вспоминается и другой случай с курьёзным исходом. Среди наших университетских факультетов ежегодно проводились лыжные соревнования. Как-то из филфаковцев отобрали, видимо, самых спортивно подготовленных, имевших определённые успехи на занятиях физкультурой. Это были Алексей Слаповский, Александр Тарасов и ваш покорный слуга. Нам заранее выдали лыжи и палки к ним, и в воскресенье, рано утром, мы должны были поехать на общественном транспорте на какую-то дачную, к месту соревнований. Как и договорились, друзья нагрянули ко мне в общежитие в полной экипировке и с радостью объявили, что лыжные состязания едва ли состоятся, так как, несмотря на январь, на улице накрапывает дождь. Я убедил своих коллег всё-таки поехать и хотя бы отметиться, что мы одержать победу были полностью готовы. Добирались трамваем. Пока ехали, погода испортилась окончательно, естественно, в нашу пользу: морось перешла в натуральный дождь. На самом высоком холме, куда было подниматься с лыжными принадлежностями весьма затруднительно, мы с трудом отыскали организаторов соревнований и попросили, чтобы нас пофамильно отметили, чтобы наш преподаватель физкультуры был в курсе и в уверенности, что мы не отлынивали от столь важных зимних соревнований. Вот так, не солоно хлебавши, мы покинули место предполагаемых соревнований. Причём от начала до конца наших передвижений звучали шутки и прибаутки, что было характерным для нас, филфаковцев, и в особенности для Алексея Слаповского, искромётный юмор которого впоследствии перекочевал в его художественные произведения.
Но до 1988 года многие из филфаковцев и знать не знали, что наш однокашник Алексей Слаповский приобщён к самодеятельному литературному труду, пока в журнале «Волга» не появилось его первое печатное драматургическое произведение под настораживающим названием «Бойтесь мемуаров!», в котором было немало юмористических сцен, да и сами высказывания действующих лиц отличались весёлым тоном и колоритностью.
Тогда Алексей Слаповский уже перестал работать школьным учителем русского языка и литературы и погрузился в областную радио- и тележурналистику.
В середине 80-х он приезжал в Балаково по редакционному заданию. Помню, Алексей искренне удивился, когда к подъезду дома подъехал новенький мусоровоз с современными прибамбасами. Такой передовой техники в Саратове он ещё не видел.
Мы общались на квартире балаковских друзей, до поздней ночи беседовали на разные темы. Договорились, что вышлем друг другу свои произведения, чтобы дать соответствующую оценку. Я добросовестно проанализировал подборку его поэтических произведений, нередко восторгаясь, он по косточкам разобрал мои опусы. Получилось взаимно полезное дело.
Нельзя не отметить, что в 80-90-е годы Алексей Слаповский прекрасно исполнял песни на собственные музыку и стихи, чаще всего под гитару, но были и эстрадные аранжировки. Его голос был несколько похож на цойевский, но со своей особинкой. Песни глубокие по содержанию и проницательные по исполнению. Эти песни на протяжении нескольких лет мы с удовольствием слушали по выходным дням за накрытым столом. Автор, к сожалению, травмировал руку и вынужден был отказаться от игры на гитаре.
В 1985 году удалось побывать в гостях на саратовской квартире Слаповских, в доме неподалёку от железнодорожного вокзала. В честь этого радостного события организовали праздничный стол и общались на всевозможные темы. Я подарил ему мою первую книгу «Три встречи», вышедшую в Приволжском книжном издательстве. Не могу забыть, как с волнением и дрожью в руках он принял подарок. А в его глазах было написано: «Скоро вы обо мне узнаете!» Что ж в этом плохого, если я намеренно разбудил творческий вулкан Алексея Слаповского?! Его время пришло, и он начал своё триумфальное шествие на литературном поприще.
Он выпускал свои новые книги как из рога изобилия: «Я не я», «Анкета», «День денег», «Первое второе пришествие», «Пыльная зима», «Вещий сон», «Качество жизни», «Висельник», «Они», «Мы», «Синдром Феникса», «Пересуд», «Пропавшие в Бермудии», «Победительница», «Поход на Кремль», «Самая настоящая любовь», «Народный фронт», «У нас убивают по вторникам», «Вспять», «Большая книга перемен», «Гений», «Туманные аллеи», «Недо», «Страж порядка»… Был сценаристом сериалов «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Участок», «Заколдованный участок», многих других, одним из соавторов фильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Кстати, на сцене Балаковского драмтеатра спектакль по пьесе Алексея Слаповского «Клинч» ставил режиссёр Леонид Алексеев. Но об этом автор пьесы узнал только при последнем посещении нашего города. А 24 сентября прошлого года в Балаковском ТЮЗе им. Н.А.Лебедева открылся юбилейный сезон постановкой известной пьесы Алексея Слаповского «От красной крысы до зелёной звёзды». Художественный руководитель театра Максим Потапов на эту тему общался с автором, когда закончилась встреча с читателями.
В Балаково Алексей Иванович привёз всего три экземпляра своей новой книги «Страж порядка», один из них подарил нашей семье.
Сентябрьская встреча Алексея Слаповского с балаковскими читателями до сих пор стоит перед глазами. Держался он уверенно, размышлял умно, общался просто. Эти качества я заметил в нём ещё в студенческие годы, когда мы, участники спецкурса, в одной из аудиторий филфака беседовали с главным режиссёром первого в мире театра, предназначенного для юного зрителя, Юрием Киселёвым и актёрами, игравшими главные роли в спектакле по пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве». Надо признать, что Алексей Слаповский уже в студенческую пору был чрезвычайно начитанным человеком, мог чётко сформулировать свои мысли и говорить на равных с мэтрами драматического искусства.
Здесь, в Балакове, известному писателю было задано немало вопросов, и ответы были даны по существу, с интересными примерами и формулировками. Впрочем, каждое произведение Алексея Слаповского приковывает к себе читательское внимание: а что дальше? Не остановишься, пока не дойдёшь до точки в конце произведения. С подобным интересом и упоением я читал подаренную книгу, в которой наша современная жизнь как на ладони, а людские судьбы выписаны с филигранной точностью.
Когда упокоится душа нашего друга, мы должны с гордостью вспомнить о литературном наследии Алексея Слаповского. «Нет, весь я не умру…» –
давно сказал поэт. Вторая жизнь знаменитого прозаика, драматурга и поэта продолжится в его книгах, и читатели ещё много раз встретятся и с самим автором, и с героями его многочисленных произведений, несущих в мир светлые мысли и чувства, которыми жил сам Алексей Слаповский – один из выдающихся уроженцев Саратовской области.
Евгений ЗАПЯТКИН