По данным Совета Федерации, в стране из-за жестокости родителей ежегодно погибают около 2500 детей. Зачастую подобные случаи носят скрытый характер и выявляются только в критических ситуациях. Актуальность вопросов жестокого обращения обуславливает необходимость более тщательного исследования причин и форм подобного явления.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В МАОУ СОШ № 16 на заседании на базе муниципального центра по проблемам воспитательной работы неоднократно рассматривались вопросы о повышении ответственности родителей за действия, направленные против детей, а также о системе межведомственного взаимодействия органов и учреждений, вовлеченных в сферу защиты детства.
Ни для кого не секрет, что семья это не только «ячейка общества», семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями, особенно в первые семь лет его жизни. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям: оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушение несовершеннолетних - все это наносит ущерб здоровью ребенка и создает опасность для его жизни.
Кроме того наша семья - очень закрытый социальный институт, а дети всегда зависимы от родителей да и привязаны к ним, потому семейное насилие скрыто от посторонних глаз. Как отметил член Общественной палаты, руководитель фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков: "По разным оценкам, до 97 процентов фактов насилия над детьми просто не фиксируются и не попадают ни в какую статистику".
В своей работе педагоги Балаковского муниципального района опираются на следующие нормативные акты: Конституция РФ, Конве́нция ООН о права́х ребёнка, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ», ФЗ-124 от 24.06.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ-120 от 09.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Для полноценной работы во всех школах создана «Служба школьной медиации».
Уполномоченные по правам ребенка осуществляют патронат семей обучающихся учетных категорий с целью предупреждения совершения ими правонарушений, насильственных и антиобщественных действий
В СОШ № 16 с родителями проводятся беседы по темам «Можно ли победить жестокость?», «Пример родителей как один из ведущих факторов воспитания», «Быть хорошим отцом – подлинный талант», «Кодекс РФ об административных правонарушениях».
В качестве контроля деятельности в школе ежегодно проводится диагностика уровня депрессивных тенденций, ведется журнал регистрации обращений
В рамках информационно-просветительского направления с родителями обучающихся ведется активная работа:
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам возрастных особенностей детей, возрастных кризисов, методов воспитания, методов поощрения и наказания, методов повышения уровня школьной мотивации, общения с тревожными, гиперактивными детьми, методов снятия физического и эмоционального напряжения, детской лжи и т.д.;
- проводятся общешкольные и тематические родительские собрания с участием школьного психолога на тему «Семейные ценности и их значение для формирования личности ребенка», классные родительские собрания.
ГБУ ЦО «Балаковским центром «Семья» с целью профилактики насильственного поведения в молодежной среде в школе проводятся занятия на тему: «Ты и я».
Кроме того, в пресс-центре школы имеется уголок с информацией о социально-психологической службе школы, а также телефоном доверия (8 800 2000 122), телефоном ГБУ ЦО «Балаковский центр «Семья» - 66-12-69, телефоном доверия ГБУ «Балаковский психоневрологический диспансер» - 66-82-77. В школе функционирует «Ящик доверия», в который может положить вопросы любой участник образовательного процесса: ученик, учитель, родитель.
По запросу педагогического состава проводится индивидуальная диагностика обучающихся с пониженным настроением, снижением уровня школьной мотивации, дезадаптацией с целью выявления причин и оказания помощи.
С учащимися учетных категорий и их родителями проводится дополнительная индивидуальная работа, которая включает в себя консультирование, диагностику, профилактические беседы.
По установленному факту жестокого обращения немедленно начинается работа:
- немедленное сообщение информации (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
- уполномоченный по правам ребенка, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполняет форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;
- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
По данному алгоритму работают все школы Балаковского муниципального района.
В настоящее время система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют из воспитательного процесса нормы морали и нравственности.
Но причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Только искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
Руководитель школы профмастерства муниципального методического центра по проблемам воспитательной работы при МАОУ СОШ № 16, социальный педагог Щепкина С.И.
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 16 Кабанова Л.С.