ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
бюджета БМО на 2002 год
Основной целью бюджетной политики на 2002 год администрация Балаковского муниципального образования ставит задачу закрепить наметившиеся в предшествующем году реалистичность, сбалансированность и эффективность управления средствами бюд-жета Балаковского муниципального образования.
Приоритетными направлениями бюджетной политики на 2002 год являются:
- увеличение доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой ба-зы;
- увеличение неналоговых доходов;
- увеличение собираемости налогов консолидированными усилиями финансовых и налоговых органов.
Прогнозом основных показателей социально-экономического развития на 2002 год по Балаковского муниципального образования предусматривается прибыль предпри-ятий (без сельского хозяйства) 4700 млн. рублей, что в 3,5 раза больше факта 2000 года и в 2,8 раза больше прогноза 2001 года. Фонд оплаты труда в 2002 году составит 3171,6 млн. рублей или 139,1 % к прогнозу 2001 года. Среднегодовая стоимость основных средств по остаточной стоимости составит 20800 млн. рублей или 108,8 % к прогнозу 2001 года.
Прогноз доходов бюджета Балаковского муниципального образования на 2002 год рассчитан в сумме 654,95 млн. рублей (137,5 % к факту 2000 года, 121,4 % к бюджет-ным назначениям 2001 года). Доходы Балаковского муниципального образования на 88 % состоят из регулирующих налогов. Существующая структура собственных налоговых до-ходов (12 %) бюджета Балаковского муниципального образования (акцизы – 1,2 %, мест-ные налоги и сборы – 0,5 %, госпошлина – 0,8 %, земельный налог – 5,7 %, неналоговые доходы – 3,4 %, прочие – 0,3 %) не в состоянии обеспечить бюджетные потребности му-ниципального образования.
В разрезе доходных источников на 2002 год основные поступления доходов предусмотрены от:
налога на доходы физических лиц – 36,4 % (238,6 млн. руб.);
налога на имущество – 19,4 % (126,7 млн. рублей);
налога на прибыль предприятий, организаций – 17,2 % (112,7 млн. руб.);
налога на вмененный доход – 9,2 % (60,5 млн. рублей);
неналоговые доходы – 3,4 % (22,0 млн. рублей).
Прогноз поступления налога на прибыль рассчитан в условиях принятия главы 25 Налогового кодекса РФ, которая предусматривает снижение ставки налога на прибыль с 35 % до 24 % в целом, и в местный бюджет с 5 % до 2 %. В качестве собственных дохо-дов местных бюджетов остается часть налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, в пределах не менее 5 % (ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправ-ления в РФ»). Однако контрольными цифрами МФ области норматив отчислений остав-лен в размере 4 %. Таким образом, объем налога на прибыль составит 112,7 млн. рублей или 70,4 % к бюджету текущего года. Следует отметить, что последние два года норматив отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет Балаковского муниципального образования составлял 75 %, на 2002 год этот норматив установлен в размере 67 %. Но за счет расширения налогооблагаемой базы, роста заработной платы прогнозируются посту-пления налога на доходы физических лиц в бюджет Балаковского муниципального обра-зования в 1,5 раза больше бюджетных назначений текущего года. Прогнозируется высо-кий темп роста единого налога на вменённый доход за счёт перевода с 01.01.2002 года на уплату единого налога от розничной торговли ГСМ и за счёт увеличения базовой до-ходности от розничной торговли и от предпринимательской деятельности в сфере обще-ственного питания. За счёт этого запланирован рост поступлений единого налога в 2,4 раза больше по сравнению с 2001 годом. В соответствии с внесённым на рассмотрение Го-сударственной Думой РФ проектом Главы 26 НК РФ «О государственной пошлине» став-ки госпошлины устанавливаются в твёрдых суммах, увеличивается количество объектов обложения. В связи с указанными изменениями применяется коэффициент 2 и планируе-мая сумма поступлений госпошлины в бюджет Балаковского муниципального образова-ния в 2002 году составит 5,5 млн. рублей. В соответствии со ст. 42, 43 Бюджетного кодек-са РФ доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, направляются в бюджет Балаковского муниципального образования в раз-мере 100 %. В связи с этим планируется рост неналоговых доходов в 1,8 раза по сравне-нию с ожидаемым исполнением 2001 года.
Проектом бюджета 2002 года предусмотрено погашение недоимки и уплата от-сроченных по реструктуризации платежей по налогу на содержание жилищного фонда в сумме 376,0 тыс. рублей и по платежам за пользование природными ресурсами в сумме 176,0 тыс. рублей (погашение недоимки).
Расходная часть бюджета Балаковского муниципального образования сформиро-вана в пределах объема прогнозируемых доходов в сумме 654,95 млн. рублей или 127 % к бюджету 2001 года.
В проекте бюджета на 2002 год увеличены расходы на оплату труда в 1,89 раза, обусловленные Постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организа-ций бюджетной сферы» из расчета 11 месяцев.
Всего затраты на оплату труда с учетом перечислений в фонды предусмотре-ны на 11 месяцев в сумме 318,4 млн. рублей или ростом к бюджету 2001 года на 185%. Доля заработной платы с начислениями в проекте 2002 года составляет 49% к общему объему бюджета, в 2001 году – 31% соответственно. Расходы на оплату коммунальных услуг установлены с учетом лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, со-гласованных с учреждениями социальной сферы и Министерством. В результате затраты на коммунальные услуги возросли на 114% (2001 год – 66,4 млн. рублей, 2002 год – 75,4 млн. рублей).
Удельный вес капитальных расходов в общих расходах бюджета Балаковского муниципального образования в 2002 году по сравнению с 2001 годом снижен на 4,9 млн. рублей (2001 год – 22,3 млн. рублей, 2002 год – 17,4 млн. рублей).
Расходы на содержание органов управления проектируются в сумме 13,8 млн. рублей, что составляет 2% от общего объема бюджета, и меньше утвержденных ассигно-ваний на 2001 год на 1,4 млн. рублей. Финансирование заработной платы планируется ис-ходя из 9 месяцев, коммунальные услуги рассчитаны на основании установленных лими-тов и действующих тарифов.
На финансирование расходов по правоохранительной деятельности и обеспе-чение пожарной безопасности предусматривается направить 1,3 млн. рублей или 0,2% в общем объеме бюджета, из них на содержание органов внутренних дел – 1 млн. рублей, противопожарной службы – 0,3 млн. рублей. Предусматривается снижение численности на 50% к уровню 2001 года.
Расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных си-туаций и стихийных бедствий определены в размере 3,8 млн. рублей, из них на содер-жание Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям – 1,3 млн. рублей и Поисково-спасательного отряда – 2,5 млн. рублей.
На финансирование мероприятий в области сельского хозяйства (земельные ре-сурсы) в 2002 году предусматривается направить 7,9 млн. рублей, которые будут израс-ходованы на инвентаризацию земель, повышение плодородия почвы и ведение государст-венного кадастра, а также на проведение работ по мелиорации земель и приобретение средств химической защиты.
Главной проблемой в сельском хозяйстве Балаковского муниципального образо-вания остается погашение сельхозтоваропроизводителями задолженности за кредиты, по-лученные в 1994-1996 гг. В проекте бюджета Балаковского муниципального образования на 2002 год предусмотрен возврат сельхозтоваропроизводителями указанных кредитов на сумму 12,9 млн. рублей.
Для реализации природоохранных мероприятий на территории муниципально-го образования предусматривается направить 0,3 млн. рублей на содержание станций “Озерной” и Авиаметеостанции.
На финансирование транспорта в 2002 году предусматривается 8,4 млн. рублей, из них на МП “Балаковоэлектротранс” – 3,3 млн. рублей, ТХО- 5,1 млн. рублей. Снижение расходов по МП «БЭТ» на 6,7 млн. рублей по сравнению с 2001 г. объясняется отсутстви-ем расходов в 2002 году на приобретение подвижного состава.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2002 году определены в раз-мере 166,3 млн. рублей и занимают 25% в расходах бюджета Балаковского муниципально-го образования. Наибольший удельный вес в расходах составляет погашение кредитор-ской задолженности по возмещению разницы в тарифах для населения в сумме 78 млн. рублей, согласно контрольным цифрам МФ области, несмотря на заключенное соглаше-ние между Администрацией Балаковского муниципального образования и ОАО «СМУЭК» на сумму 114 млн. рублей (30% от кредиторской задолженности за потреблен-ную тепловую энергию на 01.01.2001 г.). Сумма текущих платежей 2002 года за тепловую энергию составляет 34,8 млн. рублей или 10% от потребности (общая потребность - 348,21 млн. рублей), рассчитана исходя из доли платежей населения в соответствии с кон-цепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ на 2002 год в размере 90%.
Основной проблемой отрасли по финансированию разницы в тарифах для населе-ния является то, что доля платежей населения по последнему решению Совета депутатов составляет 35% и в бюджете Балаковского муниципального образования заложено на эти цели 10% , а разница в размере 55% (100%-45%) остается без источника финансирования.
На содержание жилищного фонда предусматривается финансирование в объеме 10,9 млн. рублей. На покрытие убытков в связи с предоставлением субсидий и льгот насе-лению по оплате жилищно-коммунальных услуг по федеральным законам таким, как «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О донорах», «Несовершеннолет-ние узники концлагерей» и т.д. предлагается направить 14,4 млн. рублей, в том числе пре-дусмотрено погашение кредиторской задолженности прошлых лет в размере 20%.
На капитальные вложения бюджета Балаковского муниципального образования планируется направить – 1,4 млн. рублей, в том числе на расширение улицы Комарова – 0,7 млн. рублей, на строительство бани – 0,7 млн. рублей.
Расходы на содержание учреждений и мероприятий социально-культурной сферы определены в сумме 455,3 млн. рублей, что составляет 70% в общем объеме бюд-жета и выше уровня 2001 года на 166,3 млн. рублей (158%), что объясняется в основном повышением зарплаты.
Расходы на образование на 2002 год определены в сумме 206,9 млн. рублей, что на 48% выше утвержденного бюджета 2001 года.
Трансферты населению, которые включают в себя опекунские пособия, методиче-ская литература, школьное питание и стипендии определены в сумме 14,3 млн. рублей, что ниже уровня 2001 года на 2,2 млн. рублей.
На питание детей в учреждениях образования предусмотрено 12,1 млн. рублей (в 2001 году – 9,5 млн. рублей) или 55% к потребности (21,9 млн. рублей).
Расходы на культуру, искусство и кинематографию спрогнозированы в объеме 16,0 млн. рублей, что выше объема 2001 года на 4,4 млн. рублей и на 38%.
Расходы на средства массовой информации определены в размере 0,3 млн. руб-лей в пределах контрольных цифр МФ области.
Расходы на здравоохранение на 2002 год определены в сумме 204,7 млн. рублей или на 79% больше, чем в 2001 году, в связи с повышением зарплаты, кроме того, преду-смотрением расходов на содержание введенной в действие прачечной и увеличением пси-хиатрической службы в связи с закрытием Чапаевской психбольницы в сумме 4,6 млн. рублей.
Расходы на капитальный ремонт и приобретение предметов длительного пользо-вания предусмотрены на уровне 2001 года в сумме 1,0 млн. рублей.
На физическую культуру и спорт в 2002 году выделены средства в сумме 3,1 млн. рублей, что на 5% выше плана 2001 года.
На содержание учреждений и реализацию мероприятий по социальной политике в 2002 году выделены средства 24,2 млн. рублей, что выше плана 2001 года на 4,3 млн. рублей. На местном бюджете предусмотрены льготы по ФЗ “О ветеранах”: 50% абонент-ной платы за пользование радиоточкой, проезд горэлектротранспортом, оплата жилья и коммунальных услуг, льготное зубопротезирование, а также расходы в соответствии с ФЗ “ О погребении”.
На реализацию молодежной политики предусмотрено 2,5 млн. рублей, что выше утвержденного бюджета 2001 года на 61% или 0,9 млн. рублей. Расходы будут направлены на содержание детских подростковых клубов, которые объединены в Ассоциацию “Молодежная инициатива”, а также на содержание детско-юношеского подросткового центра “Ровесник” и военно-патриотического центра “Набат”.
Расходы на социальную помощь малоимущим слоям населения из фонда соци-альной поддержки определены в бюджете Балаковского муниципального образования в сумме 1,5 млн. рублей и включают в себя выплату материальной помощи социально-незащищенным слоям населения, питание малообеспеченных и приобретение проездных билетов учащимся из многодетных семей.
Размер резервного фонда планируется в сумме 5,9 млн. рублей.
При исполнении бюджета Балаковского муниципального образования на 2002 год предусматривается решение следующих задач:
- консолидировать усилия финансовых и налоговых органов по увеличению до-ходного потенциала и собираемости налогов;
- адресный и целевой характер бюджетных расходов;
- экономное и эффективное расходование бюджетных средств;
- полный переход учреждений, финансируемых из местного бюджета, на систе-му предварительного контроля по исполнению расходной части бюджета Балаковского муниципального образования.
Бюджет Балаковского муниципального образования на 2002 год сформирован по отраслям в основном на уровне контрольных цифр МФ Саратовской области.
Начальник финансового
управления Л.В. Шаяхметова