В 2012 году Федеральная Миграционная Служба России отмечает свой 20-летний юбилей. Согласно Положению о ФМС основными задачами Cлужбы являются: осуществление паспортно-регистрационной работы, а также контроль за режимом пребывания на территории РФ иностранных граждан.
Несмотря на то, что датой официального образования ведомства считается 14 июня 1992 года, согласно Лаврентьевской летописи, первые упоминания об учете и документировании населения на Руси относятся к 945 году.
Начало появления учета обусловлено было, прежде всего, фискальной политикой государства, то есть податным обложением, а со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, для определения размеров дани.
Наряду с количественным учетом населения решалась также проблема его документирования. Свидетельством этого являются «проездные грамоты», которые выдавались Новгородскими и Московскими князьями лицам, выезжающим в другие государства, а также прибывающим иностранцам для удостоверения их личности.
В XIV веке объектом обложения становятся земельные участки (соха, позднее четверть и десятина). Все сведения о населении, положении крестьян и выполняемых ими повинностей заносились в писцовые книги.
В эпоху великих перемен, Петр I начинает выдавать «пашпорта» мастерам различных ремесел, а также дворянам, выезжающим за границу по делам или на учебу. Иностранцам, остающимся в качестве пенсионеров государства, выдавался особый документ - «абшид» (от немецкого - прощание, отставка).
6 июля 1724 года, в условиях катастрофического финансового положения страны, Петром I был подписан законодательный акт «Плакат», с которым связано установление паспортной системы для податного сельского населения. Крестьянин, отправляющийся на заработки, обязан был иметь при себе «пропускное» или «прокормежное» письмо с описанием внешних примет.
Указ 1803 года, для борьбы с использованием фальшивых документов и участившимися случаями бегства крестьян, вместо рукописных установил «печатные» паспорта.
Отмена крепостного права в 1861 году обусловила необходимость создания Паспортной комиссии. Согласно введенному ей «виду на жительство» необязательно было иметь паспорт в месте постоянного пребывания. Во всех других случаях - получение паспорта стало обязательным для всех категорий населения.
В 1903 году был издан Устав о паспортах, согласно которому паспорт выдавался по месту постоянного проживания и служил удостоверением личности. Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка («черта оседлости» для еврейского населения, ограничения для цыган), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции.
С 1906 года основной документ, удостоверяющий личность, получает название «Паспортной книжки», а после революции 1917 года заменяется Трудовой книжкой. Целью этой реформы было осуществление принципа всеобщей обязанности трудиться.
В 1923 году органы милиции и волостные исполкомы стали выдавать населению «Удостоверения личности».
В 1932 году была введена единая для всего Советского Союза система с единым паспортом, выдаваемым на разные сроки, и обязательной пропиской граждан по месту жительства. Выдачей документов занимались специально созданные для этого паспортные отделы, отделения и столы, находящиеся в составе Главного Управления милиции.
Введение порядка выдачи с 1976 года всему населению страны новых срочных паспортов уравняло в этом отношении жителей города и села, упростило процедуру получения документов. Также в целях демократизации паспортной системы был отменен ряд ограничений в передвижении людей и выборе ими места жительства, упразднен институт разрешительной прописки.
14 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной службе» на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости образована Федеральная Миграционная Служба как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Через некоторое время она была переорганизована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ. С 2002 года этой службой заведует МВД России.
В связи с распадом СССР и образованием нового российского государства, возникла необходимость преобразования паспорта. 13 марта 1997 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». В новом документе было уже на четыре страницы меньше, чем в предыдущем, и отсутствовала графа «национальность».
В дальнейшем планируется внедрение совершенно новых видов документов, удостоверяющих личность гражданина РФ: от паспорта с наличием электронного носителя до многофункциональной магнитной электронной карты.
ФМС России в существующем виде образована пунктом № 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
С 1 января 2006 года созданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.
Начальник отдела УФМС России
по Саратовской области в городе Балаково И.В. НАУМОВ