Страницы истории ФМС.
Федеральная миграционная служба образована 20 лет назад как федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству внутренних дел России.
Столь незначительный возраст службы не говорит, что проблема перемещения населения по территории России и через её границы возникла только в наше время. Она существовала в России всегда. Зарождение и развитие паспортной системы в России происходило несколько позже, чем в государствах Западной Европы, однако уже в 14 веке русские князья для всех иностранцев, въезжающих в Россию, и для русских подданных, отравляющихся за границу, выдавали «проезжие грамоты» и «отпускные жалованные грамоты».
Отпускные впервые упоминались с 1482 года, с этого времени выдача отпускных холопам получает большое распространение. Их выдавали не только сами владельцы, но и их приказчики, а проезжие грамоты были своеобразным удостоверением личности и в то же время позволяли местным властям контролировать их поведение. Уже в 16 веке всем российским государевым людям на время их жизни и работы за рубежом выдавали некий документ, который назывался «опасной грамотой». Он должен был «опасать» - оберегать их от произвола властей и возможных недоразумений в других странах.
С 1809 года выдавали специальные «конторы адресов», образованные по указу Александра I в структурах полиции Санкт-Петербурга и Москвы. «Адресные билеты» служили видом на жительство, при отсутствии которого человека из столицы выселяли. В 1837 году Контору адресов преобразовали в «адресную экспедицию», в которой должны были регистрироваться все жители столицы, направляющие какие-либо частные должности по найму и все иностранцы, кроме посольских.
Только Именным Высочайшим указом от 5 октября 1906 года официальный документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Империи, стал называться «паспортной книжкой». Паспортные книжки дворянам выдавали полицейские управления, мещанам – мещанская управа, купцам – купеческая управа, сельским жителям – волостные старшины и т.д.
После революции 1917 года основной документ гражданина России вновь изменил своё название. В 1918 году Постановлением ВЦИК и СНК были введены «трудовые книжки», которые и стали основным документом, удостоверяющим личность граждан в РСФСР.
Крушение Российской империи, революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещение больших масс населения, появления беженцев и эмигрантов. Проведение индустриализации, приведшей к массовой миграции трудоспособного населения, обусловило подписание 27 декабря 1932 года председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнархоза СССР В.М. Молотовым и секретарём ЦИК СССР А.С. Енукидзе Постановления № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Впервые за всю историю Российского государства был введён основной документ, удостоверяющий личность всех граждан СССР, достигших 16-летнего возраста, с достойным уважения и простым названием – паспорт. 27 декабря считается днём основания паспортно-визовой службы.
Особый трагический оттенок миграционные процессы приобрели в период распада огромного многонационального Советского Союза, ядром которого была Российская Федерация. Уже в конце 80-х годов прошлого века в Россию буквально хлынули волны беженцев и вынужденных переселенцев с национальных окраин СССР. 14 июня 1992 года Президент России Б.Н. Ельцин подписывает Указ о создании Федеральной миграционной службы России (ФМС России). Именно эта новая структура оперативно включилась в решение всё более нараставших проблем по приёму, размещению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. Политические, экономические и общественные перемены в стране вызвали и небывалый приток иммигрантов в Россию. Необходимо было срочно создать эффективную систему иммиграционной контроля и разработать механизм государственной регулирования внешней трудовой миграции. Всем этим стала заниматься новая структура – ФМС России.
Между тем, как и многое в стране, Федеральная миграционная служба менялась, претерпевала неоднократную реорганизацию. Поначалу ФМС отнесли к Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики. Однако многие вопросы, уточнение данных, проверка фактов, а то и вскрытие поддельных документов, требовали помощи МВД. Именно поэтому в 2002 году миграционная служба была передана в ведение Министерства внутренних дел. Следующая реорганизация прошла в самом конце 2005 года. По сути, с 1 января следующего, 2006 года, Федеральная миграционная служба вновь возродилась как самостоятельная структура, объединив подразделения по делам миграции и паспортно-визовые подразделения МВД, при этом оставаясь в ведомстве МВД России. Объединение это стало вполне закономерным, учитывая схожесть задач.
«День работников миграционной службы» появился в календаре официальных российских профессиональных праздников сравнительно недавно, в 2007 году, после того, как 6 мая 2007 года в столице страны городе-герое Москве Президент России Владимир Владимирович Путин, к пятнадцатилетнему юбилею ФМС, подписал Указ «Об установлении Дня работника миграционной службы», который вступил в силу с момента подписания. В президентском указе, в частности, говорилось: «Установить профессиональный праздник – День работника миграционной службы и отмечать его 14 июня».
И сегодня пред ФМС России стоят огромные задачи: в первую очередь это доступное и качественное оказание государственных услуг населению, осуществление контрольно-надзорных функций в сфере миграции, интеграции иностранных граждан в российское общество, оказание помощи добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Начальник отдела УФМС России
по Саратовской области в городе Балаково И.В. Наумов
Балаково
Евгений Запяткин