Об итогах размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в Балаковском муниципальном районе за 2009 год
Основой формирования муниципального заказа являются потребности Балаковского муниципального района в товарах, работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району федеральными законами и законами Саратовской области, обеспечиваемые за счёт средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Особенностью работы в данной сфере в 2009 году является и то, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» претерпел очередные изменения. В 2009 году вступили в силу 9 Федеральных законов, которыми внесены изменения, как в вышеназванный закон, так и в и иные законодательные акты, действующие в сфере размещения заказов: это и в Гражданский кодекс РФ, в Бюджетный кодекс РФ, в Федеральный закон "О защите конкуренции" и другие.
В 2009 году внесены изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым введены новые статьи, ужесточающие ответственность за нарушение законодательства при размещении заказов, за опубликование недостоверной информации или не опубликование информации на официальном сайте и в официальном печатном издании, за нарушение сроков размещения информации, сроков представления документов, за предоставление недостоверных сведений о контрактах, их изменении, исполнении и прекращения действия и иные действия, имеющие признаки административных правонарушений.
Утверждённые бюджетные ассигнования и внебюджетные денежные средства муниципальными заказчиками осваивались в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
За 2009 год на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд бюджетными учреждениями освоено 1 млрд. 665,8 млн. рублей, или 115 % к соответствующему периоду 2008 года (1 448,4 млн.), т.е. прирост составил 217,4 млн. рублей.
В разрезе муниципальных заказчиков информация выглядит следующим образом:
Форма № 1
№
п/п
|
Наименование муниципального заказчика
|
Освоено средств
(тыс. руб.)
|
Уд.вес
(%)
|
|
ВСЕГО:
в том числе
|
1 665 758,65
|
100,0
|
1
|
УСАДХ
|
564 557
|
33,9
|
2
|
Комитет здравоохранения
|
298 847,2
|
17,9
|
3
|
Администрация БМР
|
251 571
|
15,1
|
4
|
Комитет образования
|
234 664
|
14,1
|
5
|
Администрация МО город Балаково
|
208 648
|
12,5
|
6
|
Управление культуры
|
26 191
|
1,6
|
7
|
МУ «Транспортно-хозяйственное управление»
|
10 081,1
|
0,6
|
8
|
Управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму
|
8 780
|
0,5
|
9
|
Управление имущественных отношений
|
7 481,4
|
0,5
|
10
|
МУ «Служба жилищного хозяйства»
|
4 946,84
|
0,3
|
11
|
Собрание БМР
|
4 328,6
|
0,28
|
12
|
МУ «Служба субсидий»
|
2 905,1
|
0,2
|
13
|
Комитет финансов
|
1 703
|
0,1
|
14
|
Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления Балаковского муниципального района
|
583,5
|
0,03
|
15
|
Управление земельных отношений
|
498,4
|
0,03
|
16
|
Контрольно-счетная палата
|
396,25
|
0,02
|
17
|
Сельские поселения
|
38 853,76
|
2,3
|
18
|
Комитет по управлению имуществом
(до 1.05.2009 г.)
|
722,5
|
0,04
|
По результатам конкурсных и внеконкурсных процедур заключено 1485 муниципальных контрактов (договоров) на общую сумму 1 млрд. 665,8 млн. руб., в том числе по структуре заключённых контрактов (договоров):
- через открытый конкурс – 17,5 млн. рублей - 1,1%
- через аукцион – 886,9 млн. руб. - 53,2 %
- способом запроса котировок –103,2 млн. руб.; - 6,2 %
- закупка у единственного источника – 413,9 млн. руб. - 24,8 %
-закупки без размещения (до 100 тыс.) – 244,3 млн. руб. - 14,7%
Форма № 2
Сравнительный анализ
стоимости заключённых контрактов (договоров)
(тыс.руб.)
№ п/п
|
Способ
размещения
заказа
|
Стоимость
контрактов
(договоров)
(в тыс. руб.)
|
Уд. вес
%
|
Сравнение с 2008 г. (количество)
|
2008
|
2009
|
прирост
(+,-)
|
% 2009 года к 2008
|
1
|
Открытый конкурс
|
175891
|
17539,1
|
1,1
|
-158 351,9
|
10
|
2
|
Открытый аукцион
|
764813
|
886911,5
|
53,2
|
122 098,5
|
116
|
3
|
Запрос котировок
|
132715
|
103170
|
6,2
|
-29 545
|
77,7
|
4
|
Единственный источник
|
175202
|
413871
|
24,8
|
238 669
|
236,2
|
5
|
Закупки до 100 тысяч рублей
|
199780
|
244267
|
14,7
|
44 487
|
122,3
|
|
Всего
|
1448401
|
1665758,6
|
100
|
217357,6
|
115
|
Проведя анализ стоимости заключенных контрактов, необходимо отметить, что наибольший удельный вес 53,2% имеют контракты, заключенные по итогам проведения аукционов, их сумма составляет 886,9 млн. рублей, что на 122 млн. больше, чем в 2008 году. Удельный вес стоимости контрактов, заключенных по итогам проведения конкурсов, составил всего 1,1%,(в 2008 году-12%), удельный вес стоимости контрактов, заключенных по итогам запросов котировок уменьшился по сравнению с 2008 годом на 2,8 %, но значительно увеличился удельный вес стоимости закупок у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, который увеличился с 12% в 2008 году до 24,8% в 2009 году. Сумма закупок до 100 тысяч рублей составила 244,3 млн. рублей, что по сравнению с 2008 годом (199,8 млн.) больше на 44,5 млн. рублей. Удельный вес стоимости данного вида закупок в общей стоимости закупок в 2009 г. составил 14,7 %. (в 2008г. – 14 %).
Резкое снижение удельного веса стоимости контрактов, заключенных по итогам проведения конкурсов объясняется расширением перечня товаров, работ, услуг, утвержденного Правительством РФ, размещение которых производится только через аукцион.
Увеличение количества закупок и удельного веса стоимости контрактов у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика объясняется тем, что в 2009 году произошло увеличение количества муниципальных заказчиков. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ, с 1 марта 2009 года полномочиями муниципальных заказчиков наделяются все бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств. Также с 2009 года полностью вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим 17 муниципальных образований сельских поселений Балаковского района стали муниципальными заказчиками.
В 2009 году муниципальными заказчиками всего проведено 1053 процедуры по размещению заказов, в т.ч.:
- открытых конкурсов - 25
- открытых аукционов - 87, в т.ч. в электронной форме -5
- запросов котировок - 570
- размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика -371
В результате размещения муниципального заказа БМР условная экономия средств от проведения торгов и запросов котировок за 2009 год составила 49,8 млн. руб.( что примерно на уровне прошлого года - 48,8 млн. руб.). Экономическая эффективность составила 4,5 %.
В 2009 году были проведены первые 5 электронных аукционов (1 - комитет здравоохранения, 3- управление имущественных отношений и 1 управление культуры), которые показали преимущества перед открытыми аукционами, как в сокращении сроков размещения заказа, так и в увеличении числа участников размещения (повышение конкуренции) и получении большей экономии (эффективности размещения). От проведения торгов и запросов котировок (677 процедур) экономия составила 48092,3 т.р. – в среднем экономия по 1 процедуре составила 71 тыс.рублей, то от проведения 5 аукционов в электронной форме она составила 1660,7 т.р. и в среднем экономия по 1 процедуре составила 332 тыс.рублей.
В 2009 году наряду с увеличением суммы заключённых контрактов, произошло в сравнении с 2008 годом уменьшение количества торгов на 62 (открытых конкурсов на 43, аукционов на 19) и запросов котировок на 66. Причиной тому является сложная экономическая обстановка в связи с последствиями финансового кризиса в стране и недостаток финансирования.
Удельный вес открытых конкурсов в общем объеме закупок составил 2,4%, аукционов-8,3 %. Большая часть заказов размещена способом запроса котировок, удельный вес которых составил 54,1 % остальные 35, 2% составляют закупки у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика.
Форма № 3
Сравнительный анализ
способов закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг
№ п/п
|
Способ размещения
заказа
|
Количество
|
Уд. вес
% в общем объеме за 2009 год
|
Сравнение с соответствующим периодом 2008 г. (количество)
|
2009
|
2008
|
прирост (+,-)
|
% 2009 года к 2008
|
1
|
Открытый конкурс
|
25
|
68
|
2,4
|
-43
|
36,8
|
2
|
Открытый аукцион
|
87
|
106
|
8,3
|
-19
|
82,1
|
3
|
Запрос котировок
|
570
|
636
|
54,1
|
-66
|
89,6
|
4
|
Единственный источник
|
371
|
311
|
35,2
|
+60
|
119,3
|
|
Всего
|
1053
|
1121
|
100
|
-68
|
93,9
|
В разрезе проведенных торгов необходимо отметить большое количество заключения контрактов с единственным поставщиком:
-в 25 конкурсах по 34 лотам на общую сумму 17,5 млн. руб. с единственным поставщиком заключили контракты по 17 лотам на сумму 7,3 млн. руб., т.е. на 41,7%
-в 87 аукционах по 558 лотам на общую сумму 886,9 млн. руб. с единственным поставщиком заключили контракты по 459 лотам на сумму 804 млн. руб., т.е. 90,7%.
Форма № 4
Сравнительный анализ
количества заключённых контрактов
№ п/п
|
Способ
размещения
заказа
|
Количество
|
Уд. вес
%
|
Сравнение с 2008 г. (количество)
|
2009
|
2008
|
прирост (+,-)
|
% 2009 года к 2008
|
1
|
Открытый конкурс
|
22
|
146
|
1,5
|
-124
|
15,1
|
2
|
Открытый аукцион
|
548
|
480
|
36,9
|
+68
|
114,2
|
3
|
Запрос котировок
|
544
|
596
|
36,6
|
-52
|
91,3
|
4
|
Единственный источник
|
371
|
311
|
25,0
|
+60
|
119,3
|
|
Всего
|
1485
|
1533
|
100
|
-48
|
96,9
|
Форма № 5
Таблица общей стоимости контрактов и договоров
по наиболее крупным заказчикам
№ п/п
|
Наименование заказчиков
|
Ед.
изм.
|
Стоимость контрактов и договоров (млн. руб.)
|
|
Всего
|
Конкурс
|
Аукцион
|
Запрос котировок
|
Единственный источник
|
Закупки до 100 тыс.руб
|
1
|
Комитет здравоохранения
|
млн. руб.
|
298,8
|
2,35
|
96,5
|
49,6
|
46,3
|
104
|
%
|
100,0
|
0,8
|
32,3
|
16,6
|
15,5
|
34,8
|
2
|
Комитет образования
|
млн. руб.
|
234,7
|
0,28
|
23,4
|
18,7
|
114,7
|
77,7
|
%
|
100,0
|
0,1
|
10,0
|
8,0
|
48,8
|
33,1
|
3
|
Управление культуры
|
млн. руб.
|
26,19
|
0
|
1,62
|
1,48
|
15,2
|
7,87
|
%
|
100,0
|
|
99,6
|
0,3
|
|
0,1
|
4
|
УСАДХ
|
млн. руб.
|
564,56
|
0
|
562,65
|
1,63
|
0
|
0,3
|
%
|
100,0
|
|
99,6
|
0,3
|
|
0,1
|
5
|
Управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму
|
млн. руб.
|
8,78
|
0
|
0
|
0,8
|
2,81
|
5,2
|
%
|
100,0
|
|
|
9,0
|
32,0
|
59,0
|
6
|
Администрация БМР
|
млн. руб.
|
251,6
|
0
|
42,2
|
0,95
|
205,5
|
2,9
|
%
|
100,0
|
|
16,8
|
0,4
|
81,6
|
1,2
|
7
|
Управление имущественных отношений
|
млн. руб.
|
7,5
|
0
|
5,96
|
0,54
|
0
|
1
|
%
|
100,0
|
|
79,5
|
7,2
|
|
13,3
|
8
|
МУ «Транспортно-хозяйственное управление»
|
млн. руб.
|
10,1
|
0
|
0,9
|
2,9
|
3,4
|
2,9
|
%
|
100,0
|
|
8,9
|
28,7
|
33,7
|
28,7
|
9
|
Аппарат Собрания БМР
|
млн. руб.
|
4,3
|
0,02
|
0
|
0,8
|
0,15
|
3,33
|
%
|
100,0
|
0,5
|
|
18,6
|
3,5
|
77,4
|
10
|
Администрация МО город Балаково
|
млн. руб.
|
208,6
|
13,5
|
131,1
|
19,8
|
23
|
21,3
|
%
|
100,0
|
6,5
|
62,8
|
9,5
|
|
10,2
|
11
|
Администрации МО сельских поселений
|
млн. руб.
|
38,85
|
1,4
|
18,4
|
4,3
|
2,5
|
12,2
|
%
|
100,0
|
3,6
|
47,7
|
4,1
|
6,5
|
31,4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особо необходимо остановиться на вопросах размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ с 2009 года предусмотрена обязанность муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.
В Балаковском муниципальном районе годовая сумма средств, предусмотренная для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, составила 495, 1 млн. руб., размещено заказов на сумму 49, 6 млн. руб. Сумма лотов, выставленных на торги и запросы котировок для субъектов малого предпринимательства, которые не привели к заключению контрактов, составила 1 млн. 160 тыс. руб. Таким образом, по итогам 2009 года в Балаковском муниципальном районе процент размещения заказов у субъектов малого предпринимательства составил 10,26%, что соответствует требованиям законодательства. Резолюцией собрания актива Балаковского муниципального района «Об итогах социально-экономического развития Балаковского муниципального района за 2009 год и задачах на 2010 год», состоявшегося 16 февраля 2010 года, предусмотрено «в целях оказания поддержки малому бизнесу муниципальным заказчикам обеспечить размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15%»
С 1 февраля 2009 года согласно распоряжению главы администрации БМР от 20.01.2009 года № 12-р осуществлен переход Балаковского муниципального района к работе в системе АИС «Госзакупки». На основании Соглашения, заключенного между Правительством Саратовской области и администрацией Балаковского муниципального района, на официальном сайте Правительства Саратовской области «Госзаказ» создан сайт Балаковского муниципального района для размещения информации в сфере муниципального заказа. Правительством области обеспечивается информационно-техническое обеспечение работы системы.
В Балаковском муниципальном районе все органы местного самоуправления, все муниципальные образования в полном составе приступили к работе в системе, как по размещению заказов, так и по ведению реестра контрактов. Для внедрения системы в промышленную эксплуатацию администрацией проделана большая подготовительная работа по организации обучения специалистов работе в системе, по устранению огромного количества технических несоответствий системы требованиям законодательства.
Продолжением данной работы является переход на ведение электронного документооборота, то есть введение электронной цифровой подписи (ЭЦП). Вся подготовительная работа была проведена в конце 2009 года.
В решении данного вопроса возникают определенные сложности как технического, так и финансового характера. У муниципальных образований сельских поселений остро стоит вопрос подключения к сети Интернет и наличия кадров, имеющих навыки работы на компьютере, наличие самих компьютеров. Сельские дома культуры также стали муниципальными заказчиками в связи с передачей их в муниципальные образования. Им так же предстоит оформление электронных цифровых подписей. Ведение реестра контрактов для муниципальных образований Балаковского района осуществлялось на основании соглашений между администрацией Балаковского муниципального района и администрациями поселений. В 2010 году выполнение данной функции администрацией Балаковского муниципального района будет продолжено для всех муниципальных образований, за исключением МО город Балаково. С 2010 года реестр контрактов администрация города Балаково ведет самостоятельно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2006 года №807 в системе АИС «Госзакупки» администрацией Балаковского района ведется реестр контрактов. На основании административного регламента по ведению реестра контрактов отделом муниципального заказа управления экономики производится приемка, проверка, а в случае ошибок - возврат сведений о контрактах, их изменениях, а также об их исполнении или прекращении действия. На основании полученных сведений ведется реестр контрактов.
Важным моментом в 2009 году являлась координация деятельности муниципальных образований сельских поселений в сфере размещения заказов. Впервые муниципальными образованиями началось планирование закупок, подготовка ежемесячных отчетов о размещении заказов, работа в системе АИС «Госзакупки», подготовка и направление сведений о контрактах в реестр контрактов, формирование прогноза объемов продукции, закупаемой муниципальными образованиями в 2010году.
В 2009 году в условиях такого изменчивого правового поля проводилась работа по организации повышения квалификации специалистов, участвующих в процессе размещения заказов. Если в 2009 году Федеральным законом допускалось иметь в составе комиссии по размещению заказов не менее одного обученного члена комиссии, то в 2010 году требуется наличие не менее двух обученных членов комиссии, а в 2011 году - не менее трех.
По состоянию на 1.01.2010 года по курсу «Управление государственными и муниципальными заказами» проучились 164 специалиста. Все специалисты, участвующие в размещении заказов, прошли обучение работе в системе АИС «Госзакупки» с получением логинов и паролей.
Таковы итоги размещения муниципального заказа Балаковского муниципального района в 2009 году.
Основные задачи в сфере размещения муниципального заказа на 2010 год:
1.Приоритетной задачей в 2010 году в сфере размещения заказов является проведение работы по внедрению электронной цифровой подписи для введения электронного документооборота при размещении заказов и ведении реестра контрактов автоматизированной системы АИС «Госзакупки».
2.Под особым контролем остается вопрос размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Муниципальным заказчикам необходимо обеспечить размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15%.
3.Остается актуальным приведение нормативной правовой базы Балаковского муниципального района в соответствие с изменениями законодательства РФ в сфере размещения заказов и в соответствии с принятием нормативных правовых актов Правительства Саратовской области.
4. Необходимо сформировать прогноз объемов продукции, закупаемой для муниципальных нужд, на 2011 год.
И.О. главы администрации
Балаковского муниципального
района А.Р.Сайфудинов