Обсуждение Послания Президента РФ к Федеральному СобраниюМодернизация экономики России на базе новых инновационных технологий и вклад БИТТУ в решение инновационных задач
Посланию Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Д.А. Медведеву 12.11.09 г. предшествовала разработка концепции развития России 2020 г., а также публикации в СМИ статьи «Россия, вперед!» с обращением Президента РФ ко всем гражданам России в октябре 2009 г.
При этом все три программных документа были пронизаны реальным материалом и подробным сценарием перехода России на новый инновационный путь развития. Потому, что как говорил Президент РФ «... Престиж Отечества не может базироваться сегодня только на прошлых достижениях. Настало время и нам, т.е. сегодняшним поколениям российского народа сказать свое слово и поднять Россию на новую более высокую ступень развития цивилизации...». Сегодня всем понятно, что для этого нужна серьезная, научная модернизация всей экономики России, основанная на демократических принципах, инновационных подходах и на использовании новых научных школ с умной и эффективной экономикой вместо примитивного сырьевого хозяйства.
Из уст Президента и прямо и косвенно в Послании было высказано то, что во все времена в мире соревнуются не экономика, не промышленность и не уровни развития военно-промышленных комплексов. На практике идет соревнование только уровня образовательных систем. В результате побеждают только те страны - уровни образования, в которых выше и совершеннее. Еще великий Адам Смит писал, что для эффективного развития государства необходимы только три базовых фактора. Это - природные ресурсы, труд и капитал, но уже в XX и тем более в XXI веке после перехода ведущих стран мира на постиндустриальный путь развития появился дополнительный четвертый фактор необходимый для развития государства, как воздух - это интеллектуальные ресурсы, которые могут создавать все новые материальные основы мира. Именно поэтому XXI век по линии ЮНЕСКО был назван «Веком Образования», а 2010 год с легкой руки нашего президента назван «Годом Учителя».
Все это свидетельствует о том, что Правительство России и правящая партия «Единая Россия», понимают и чувствуют главный вектор развития мировых цивилизации.
Приведу только один пример из нашей повседневной жизни...
Возвращаясь в конце прошлой недели из Москвы из Федерального агентства по образованию, я оказался в одном купе с американским профессором политологом с университета Северной Каролины США, которого зовут Пол Дезендорф, который работает в нашей стране вот уже полгода по линии образовательных программ Фулбрайта совместно с МГУ и Высшей школы экономики. За это время он проехал от Владивостока до Европейской зоны нашей страны.
Так вот в ходе разговора я спросил его мнение о наших российских студентах. Его ответ удивил не только меня, но и всех присутствующих в купе.
Профессор, не долго думая, сказал: «... Ваши студенты удивительно подтянуты, интеллигентны. В хорошем смысле слова открыты и прекрасно образованы. Манера поведения, одежда и уровень повседневной культуры поражают меня своей
непосредственностью и глубокой толерантностью. Приветствие профессуры вставанием на лекции это отдельный разговор... В целом уровень профессиональных знаний и уровень компьютерной грамотности у студенческой молодежи вашей страны очень высоки... Все это просто несопоставимо с манерой развязного поведения и уровнем знаний у наших, американских, студентов.
По моему мнению, проблема России в одном - в системе управления. Если ваша система управления будет эффективно модернизирована, то в мгновение ока все изменится. Ваша страна получит новый ключ зажигания, включив который Россия уйдет, вперед опередив всех своих потенциальных конкурентов, только по тому, что она имеет сегодня все: и огромные природные ресурсы, и финансовые капиталы, и неисчерпаемые интеллектуальные ресурсы...»
И вот как прямой ответ на это размыление, человека из другого интеллектуального и социального мира, в послании ДА. Медведев сказал о создании новой структуры управления, в виде «Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России» под его личным руководством.
При этом в базовые и приоритетные задачи комиссии входят:
- выработка государственной политики в области модернизации технологического
развития экономики;
- координация деятельности всех органов власти в ходе модернизации экономики;
- координация деятельности предпринимательского и экспертного сообщества;
- определение и координация приоритетных направлений экономики.
В результате работы указанной комиссии было выделено пять векторных и приоритетных направлений:
1. Энергоэффективность и ресурсосбережение;
2. Ядерные технологии;
3. Космические технологии;
4. Технологии в области медицины.
5. Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
В настоящее время в Балаковском институте техники, технологии и управления успешно работают:
по первому направлению - проф. Бирюков В.П. (создание АСУ на основе робастного управления), проф. Землянский А.А. (область создания энергоэффективных фундаментов нового поколения), проф. Косырев СП. (вторичное использование энергии хвостовых газов и создание новой системы упрочнения элементной базы ДВС);
по второму направлению - проф. Бирюков В.П. (работа в области производства высокопрочных углеродных композиционных материалов двойного назначения, которые используют в центрифугах для обогащения ядерного топлива и авиации), проф. Землянский А.А. (обследование и проектирование несущих и ограждающих конструкций БАЭС);
по третьему направлению - проф. Леонов П.В. (участвовал в работе по линии РАН по пространственной ориентации космических платформ), проф. Неверов В.В. (разрабатывает математические основы - системы навигации и управление скоростными объектами);
по четвертому направлению - проф. Власов В.В. и доц. Скоробогатова Т.Н. (работают над созданием искусственного сердца и нетрадиционной системы клапанов нового поколения);
по пятому направлению - проф. Виштак О.В. (возглавляет кафедру «Информационные системы и технологии» и курирует создание общеинститутской информационной сети и специализированного программного обеспечения для учебного процесса).
Сегодня научно-педагогический коллектив БИТТУ в свете выполнения Послания Президента Российской Федерации успешно решает следующие задачи
в области образования миссия БИТТУ связана с удовлетворением потребностей государства и общества в гармонично-развитых и высококвалифицированных специалистах для наукоемких и перспективных отраслей реального производства России:
- одновременно ведет подготовку инженерных кадров нового поколения для
реального производства, в частности для будущего строительства 5 и 6 блока БАЭС и
металлургического сортового завода «Северсталь»;
- организует подготовку высококвалифицированных научных и педагогических
кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру для создания новых
инновационных научных школ;
- по линии службы занятости ведет переподготовку безработных, а также
опережающую переподготовку ИТР на действующих производствах («РТИ»,
«Саратовская ГЭС», «Саратовгессрой», «Машиностроительный завод им. Маминых»);
- организует проведение общегородских олимпиад на базе БИТТУ с целью
выявления одаренных школьников;
- ведет подготовку школьников к ЕГЭ по линии довузовской подготовки БИТТУ;
- сотрудничает с колледжами, техникумами и лицеями БМО на основе
долгосрочных договоров, с целью создания непрерывной целевой подготовке учащихся к
поступлению в Вуз;
- расширяет деятельность «Воскресной школы» по информатике для школьников
младших классов;
- в настоящее время БИТТУ готовит пакет документов по переходу Вуза на ГОС
третьего поколения;
- организует переход БИТТУ на двухступенчатую систему образования по линии
Болонского соглашения (бакалавриат и магистратура).
в области науки:
- научно-педагогический коллектив БИТТУ получает новые знания, которые
систематизирует на ежегодных научно-технических конференциях с изданием ежегодных
сборников, учебников и научных монографий;
- ежегодно получает десятки патентов на изобретения в области реального произ
водства;
- работает над выполнением Федеральных грантов в области фундаментальных
наук по заданию Министерства образования и науки РФ;
- ежегодно издает в центральной печати десятки монографий;
- расширяет связи с ведущими научными школами Федерального уровня (РААСН,
МГУ, ЦНИИПСК, МГСУ, МФА, ВГАСУ и др.);
- в БИТТУ создана инновационная технопарковская структура для внедрения
новых инновационных продуктов и патентов в реальное производство;
- планируется увеличить уровень остепененности ППС к концу 2014 года до 70%.
Сегодня в БИТТУ имеется перспективный план развития Вуза до 2013 года и разрабатывается долгосрочный план развития Вуза до 2018 года, в котором планируется учесть эффективное выполнение всех задач поставленных перед высшей школой в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.
Директора института А.А. Землянский