28-05-2001 21:32 Саратовское правительство борется за более низкие тарифы.В июне министерство путей сообщения намерено увеличить тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки на 30 %. Возможно, это не последнее повышение в этом году. Все зависит от энергетических тарифов. Ведь железная дорога съедает 7 % от выработанной в России электроэнергии. Пока государство не может остановить тарифную неразбериху. Хотя и пытается провести энергетическую реформу. Тем временем, непомерно высокие энергетические тарифы в Саратовской области (60 копеек за квт/час) по-прежнему остаются притчей во языцех. Несмотря на то что в нашем регионе только Балаковская АЭС вырабатывает столько электроэнергии, что ее с лихвой хватает на все Поволжье. Некоторые политики прежде всего упрекают Саратовское правительство. В нерсторопности и неспособности повлиять на тарифы. Правительство пытается объяснить, что это объективная реальность.
По словам министра промышленности Сергея Лисовского, тарифы в первую очередь низки там, где власти сумели ввести в состав региональных энергетических компаний ГЭС. А, например, в Самаре, тариф ниже потому, что там коэффициент использования тепловых станций выше, чем в Саратове, а протяженность сетей меньше.
Сегодня Саратовская область вроде бы имеет все шансы вести борьбу за приемлемые тарифы. Губернатор возглавляет Союз территорий с атомной энергетикой, а министр промышленности Лисовский несколько дней назад избран председателем комитета по энергетике ассоциации "Большая Волга". Однако не все так просто. С Чубайсом и его РАО не может справиться даже российское правительство. И план реорганизации энергетики, одобренный кабинетом министров, что называется, в первом чтении, не застрахует потребителей от тарифного роста. По прогнозам, в ближайшие 4 года тарифы повысятся не менее, чем в два раза. И пока в Москве думают, как обуздать энергетику, регионы пытаются спасать себя сами.
Саратовская область намерена увеличить выработку электроэнергии на своих тепловых станциях. Предварительная договоренность с "Межрайгазом" о поставках газа на эти цели есть. Собираются саратовцы поддержать и создание генерирующей сбытовой компании на базе АЭС. Это создаст конкуренцию другим видам энергоносителей, а учитывая близость АЭС, можно будет проблему с тарифами решить.
Но если с газом вопрос скорее всего решится (газовики не раз выручали Саратовскую область), то с атомной энергетикой могут возникнуть проблемы: уж слишком много у нее противников. Ведь область рассчитывает на продолжение строительства Балаковской АЭС, а решение этого вопроса может затянуться на неопределенное время. Да и передать электрические сети из одних рук в другие не так просто. Кроме того области предстоит рассчитываться с долгами.
Словом, ситуация запутанная. Впрочем, не менее, чем на общероссийском уровне. Непонятно, то ли сети и производители энергии разделятся, то ли нет, и кто на самом деле станет управлять электроэнергией. На первых порах речь пойдет лишь об энергосбережении. Но на это рассчитывать не стоит. Беречь мы еще не научились. А Ассоциация "Большая Волга" начала колдовать над единым подходом к системе тарифов и собирается приступить к энергетической реорганизации в рамках регионов волжского сообщества, не дожидаясь команды сверху.
|